Проверяемый текст
Шкроб Наталья Валерьевна. Философские основания понятия "информационная реальность" (Диссертация 1999)
[стр. 21]

21 здесь субстанция наделена к тому же активностью, будучи «причиной самой себя» во всех своих частных проявлениях.
Согласно В.
Спинозе, субстанция то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е.
то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться.
Субстанция самодостаточна.
Субстанция есть причина самой себя (саиза $ш) то, сущность чего заключает в себе существование, или то, чья природа может быть представлена не иначе, как существующей реальностью [179, т, с.
361].
Иммануил Кант (1724 г.
1804 г.) полагал, что акциденции присущи одной и той же субстанции и в отношении субстанции они не подчинены, а
«представляют собой способ ее существования» [78, с.2611.
В понятии субстанции (одним из атрибутов которой является движение) закреплена мысль о том, что в мире изменяющихся явлений все же есть нечто постоянное, неизменное.
Кант высказывает эту мысль в качестве основоположения как принципа эмпирического применения рассудка:
«При всякой смене явлений субстанция постоянна, и количество ее, а природе не увеличивается и нс уменьшается» [78, с.
148].
Следующее положение Канта можно считать дефиницией акциденции:
«определения субстанции, которые суть не что иное, как способы ее сущшесгвования, называются акциденциями.
Они всегда реальны, потому что касаются существования субстанции»
[78, С.
151].
В рассуждении Канта сам предмет (субстанция) во всех явлениях постоянен, и может сменяться лишь то, что относится к способу существования субстанции, таким образом, более определенным является следующее положение:
«при всех изменениях в мире субстанция остается и только акциденции сменяются» [78, с.
150].
Кант отмечал, что именно это положение о постоянстве, эта постоянность и есть
го, «на основании чего мы применяем к явлениям категорию субстанции, и доказывать следовало бы положение, что во всех явлениях есть нечто постоянное, в котором все изменчивое есть не что иное, как определение его существования» [78, с.
150].
Итак, по Канту, акциденции это способы существования субстанции и, поскольку акциденции касаются существования субстанции, они всегда реальны (так, вновь привлекается внимание к средневековому термину
«реальная акциденция»).
[стр. 38]

изменение, исходящее из ее “внутреннего принципа”; монады замкнуты, как пишет Лейбниц: “монады вовсе не имеют окон, через которые чтолибо могло бы войти туда или оттуда выйти.
Акциденции не могут отделяться или двигаться вне субстанции, как это некогда у схоластиков получалось с чувственными видами.
Итак, ни субстанция, ни акциденция не может извне проникнуть в монаду” [106, Т.
1, С.
414.].
Г.В.
Лейбниц видел значение понятия “субстанция” в том, что при его помощи можно дать общее объяснение действительности, но невозможно объяснить специальные явления физики.
Иммануил Кант (1724 г.
1804 г.) полагал, что акциденции присущи одной и той же субстанции и в отношении субстанции они не подчинены, а
“представляют собой способ ее существования” [72, С.
261.].
В понятии субстанции (одним из атрибутов которой является движение) закреплена мысль о том, что в мире изменяющихся явлений все же есть нечто постоянное, неизменное.
Кант высказывает эту мысль в качестве основоположения как принципа эмпирического применения рассудка:
“При всякой смене явлений субстанция постоянна, и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается” [72, С.
148.].
Следующее положение Канта можно считать дефиницией акциденции:
“определения субстанции, которые суть не что иное, как способы ее существования, называются акциденциями.
Они всегда реальны, потому что касаются существования субстанции”
[72, С.
151.].
В рассуждении Канта сам предмет (субстанция) во всех явлениях постоянен, и может сменяться лишь то, что относится к способу существования субстанции, таким образом, более определенным является следующее положение:
“при всех изменениях в мире субстанция остается и только акциденции сменяются” [72, С.
150.].
Кант отмечал, что именно это положение о постоянстве, эта постоянность и есть
то, “на основании чего мы применяем к явлениям категорию субстанции, и доказывать следовало бы положение, что во всех явлениях есть нечто постоянное, в котором все изменчивое есть не что 38

[стр.,39]

39 иное, как определение его существования” [72, С.
150.].
Итак, по Канту, акциденции это способы существования субстанции и, поскольку акциденции касаются существования субстанции, они всегда реальны (так, вновь привлекается внимание к средневековому термину
“реальная акциденция”).
Таким образом, философская традиция изучения мира в качестве единства субстанции и акциденций, ведущая свое начало с трудов Аристотеля, существовала в течение многих веков, имея неодинаковое значение и даже различное понятийное содержание в разных философских системах, в настоящее время формируется как исследовательский подход в деле изучения соотношения реальностей мира.
Основными этапами развития традиции являются следующие: 1) Формирование исходного понятийного аппарата и традиции изучения бытия, сущего, сущности, намеченное в трудах Платона и Аристотеля.
2) Обоснование в средневековой схоластике изучения единой неизменной субстанции в связи с акциденциями, придающими субстанции бытие в некоторых различных качествах.
3) Осмысление единства субстанции, движения и развития.
4) Оформление в философии Нового времени нескольких концепций субстанции дуалистической (Р.
Декарт), плюралистической (Г.В.
Лейбниц) и монистической концепции субстанции как причины самой себя (саиза зш) и как основания единства сущности и существования в трудах Б.
Спинозы.
Традиция изучения мира как единства субстанции и акциденции играла важную роль в схоластической философии Бог является творцом субстанции, проявляющейся в многообразии акциденций, и источником движения субстанции.
В Новое время одним из основных вопросов становится вопрос о субстанции, хотя некоторые философы подвергают сомнению необходимость этого понятия и, вместе с ним,

[Back]