Проверяемый текст
Шкроб Наталья Валерьевна. Философские основания понятия "информационная реальность" (Диссертация 1999)
[стр. 25]

25 его (единства) основания, а именно: единство (как единственность, всеобщность и целостность) субстанции предполагает единство многообразия ее акцидентального содержания; внутренняя активность субстанции самодвижение, самодетерминицая, саморазвитие порождает не только процессы движения и развития в субстанции (в ее тождестве с акциденциями), но и единство самих процессов движения и развития.
11оскольку возникает вопрос о многообразии акцидентальности как способов существования мира, то в процессе познания каждому исследователю необходимо исходить из таких принципов (и применять соответствующие им методы исследования), которые позволили бы наиболее продуктивно изучать предмет и оптимальным путем достичь цели исследования.
Такие понятия, как подход и метод, и призваны отразить совокупность исходных положений, принципов и категорий, путей и приемов исследования в целях решения задачи исследования.
В последние два десятилетия
ХХ-го века научное познание, методология и теория познания обогатились новым феноменом, новым методологическим стандартом, получившим название «исследовательский подход».
И выявилось достаточно большое число таких феноменов, что потребовало особых усилий по их изучению.
Так, предпринимаются существенные меры по изучению системного, деятельностного, структурного,информационного и других подходов.
В то же время, пристальное внимание к истории познавательной деятельности выявляет все новые и новые тенденции формирования исследовательских подходов.
Так, в частности, в работах В.С.Готта,
Л.Д.Урсула, Н.М.Чуринова отмечена тенденция формирования субстанциального исследовательского подхода.
Всякий исследовательский подход указывает, какой аспект предмета изучения принимается во внимание исследователем в данном случае.
Иначе говоря, каждый исследовательский подход указывает на акцидентальность исследуемого предмета (явления): если предмет исследуется в качестве системы, то ученый исходит из положений системного подхода, спецификой которого является ориентация на изучение факторов, обеспечивающих целостность объекта как системы,
«систематизирующих» связей.
При исследовании сложных систем обнаруживается их сложная организация в качественном многообразии связей, что
[стр. 52]

52 Движение есть условие и способ не только существования, сохранения данного предмета, но и его развития, например, вследствие количественного возрастания, приводящего к качественным превращениям.
Качественная определенность явления обусловливается формой движения, в котором оно принимает участие и, как считает З.М.
Оруджев, “именно с анализа качественной и количественной определенностей предмета и начинается проникновение познания в сущность” [130, С.
148.].
Субстанция не отделима от внешних форм своего проявления, от акциденций, она существует в них, поэтому действительное ее движение не может приводить к разрушению одной акциденции, не создав другую, оно переводит одну акциденцию в другую.
Оно не может, стало быть, превратить действительность в возможность, не создавая на ее месте новой действительности.
“Отношение формы причины к ее внутреннему содержанию, замечает Оруджев З.М., есть отношение акциденции к субстанции, а сама причина представляет собой единство того и другого.
В тех случаях, когда субстанция претерпевает существенные, необходимые изменения, связанные с изменением способа ее движения (когда, например, один вид энергии превращается в другой, когда живой труд превращается в опредмеченный и т.д.), тогда причина выступает как творческая” [130, С 178.].
Таким образом, единство движения и развития обнаруживает некоторые его (единства) основания, а именно: единство (как единственность, всеобщность и целостность) субстанции предполагает единство многообразия ее акцидентального содержания; внутренняя активность субстанции самодвижение, самодетерминация, саморазвитие порождает не только процессы движения и развития в субстанции (в ее тождестве с акциденциями), но и единство самих процессов движения и развития.


[стр.,53]

53 Поскольку возникает вопрос о многообразии акцидентальностей как способов существования мира, то в процессе познания каждому исследователю необходимо исходить из таких принципов (и применять соответствующие им методы исследования), которые позволили бы наиболее продуктивно изучать предмет и оптимальным путем достичь цели исследования.
Такие понятия, как подход и метод, и призваны отразить совокупность исходных положений, принципов и категорий, путей и приемов исследования в целях решения задачи исследования.
В последние два десятилетия
научное познание, методология и теория познания обогатились новым феноменом, новым методологическим стандартом, получившим название “исследовательский подход”.
И выявилось достаточно большое число таких феноменов, что потребовало особых усилий по их изучению.
Так, предпринимаются существенные меры по изучению системного, деятельностного, структурного, информационного и других подходов.
В то же время, пристальное внимание к истории познавательной деятельности выявляет все новые и новые тенденции формирования исследовательских подходов.
Так, в частности, в работах В.
С.
Готта,
А.
Д.
Урсула, Н.
М.
Чуринова отмечена тенденция формирования субстанциального исследовательского подхода.
Всякий исследовательский подход указывает, какой аспект предмета изучения принимается во внимание исследователем в данном случае.
Иначе говоря, каждый исследовательский подход указывает на акцидентальность исследуемого предмета (явления): если предмет исследуется в качестве системы, то ученый исходит из положений системного подхода, спецификой которого является ориентация на изучение факторов, обеспечивающих целостность объекта как системы,
“системообразующих” связей.
При исследовании сложных систем обнаруживается их сложная организация в качественном многообразии связей, что
наиболее ярко выражается в иерархичности систем, их

[Back]