29 вость природы бытия вещи. Субстанциальный исследовательский подход можно конкретизировать в следующих положенияхъ: во-первых, мир предстает как единая субстанция, и это едиснтво предстает в трех аспектах единственность, целостность, всеобщность субстанции; во-вторых, субстанция выступает как причина самой себя, что можно представить как самодетерминацию субстанции. Это свойство, в частности, проявляется в порождении многообразия мира, представленного многообразием акциденций, и основой многообразия выступает всеобщность субстанции; в-третьих, как замечает С.Ф.Мартынович, «целостность субстанции согласуется с ее диалектической противоречивостью, высту пающей как единство тождества и различия» [122, с.43], что отражено в понятии субстанции как активной субстанции основы тождества движения и развития, тождества и различия субстанции и акциденций. Таким образом в XX веке представление о единстве субстанции и акциденций начинают связывать с явлениями развития, хотя предпосылки для того были и ранее. Субстанция, развитие и движение неразрывны, движение и развитие являются атрибутами субстанции и способами ее существования; внутренняя связь движения и развития заключена в субстанции. Акциденции являются способами существования конкретных проявлений субстанции, и, следовательно, акцидентальность движения представлена многообразием форм движения материи. Субстанция в этом понятии воплощенная идея вечности, неизменности мира, в том числе, вечности движения проявляет свое существование в акциденциях и через акциденции, в понятии субстанции отражается понимание единства мира. При этом субстанция обнаруживает себя в этом единстве через движение; именно посредством движения субстанция задаст единство мира. Одновременно понятие субстанции закрепляет в себе условия обновления и развития мира, и тогда в понятии акциденции заключены следствия обновления, генезиса мира, его источника, развития субстанции как причины самой себя. Субстанциальный исследовательский подход своим философским основанием предполагает рассмотрение предмета в двух аспектах: предмет исследования предстает как субстанция, олицетворяемая разными |
59 основания (сущности) вещи ищется в ней самой, а не в каком-либо другом внешнем для нее бытии” [145, С. 43.], то есть понимается противоречивость природы бытия вещи. Субстанциальный исследовательский подход можно конкретизировать в следующих положениях: во-первых, мир предстает как единая субстанция, и это единство предстает в трех аспектах единственность, целостность, всеобщность субстанции; во-вторых, субстанция выступает как причина самой себя, что можно представить как самодетерминацию субстанции. Это свойство, в частности, проявляется в порождении многообразия мира, представленного многообразием акциденций, и основой многообразия выступает всеобщность субстанции; в-третьих, как замечает С.Ф. Мартынович, “целостность субстанции согласуется с ее диалектической противоречивостью, выступающей как единство тождества и различия” [113, С. 43.], что отражено в понятии субстанции как активной субстанции основы тождества движения и развития, тождества и различия субстанции и акциденций. К.Х. Момджян применяет субстанциальный подход в социальном познании, но формулирует его иначе, поскольку этот подход необходим для решения других задач для того, чтобы специфизировать субстанциальные системы самозарождающиеся и самоорганизующиеся системы органического типа; его точка зрения базируется не на спинозовском понимании субстанции, а на лейбницевском представлении о множественности индивидуальных субстанций. Субстанциальный подход, как формулирует его К.Х. Момджян, предполагает “установление того специфического способа существования во внешней среде, адаптации к ее условиям, который присущ системе и объясняет ее свойства, законы структурной, функциональной и динамической организации” [117, С. 163.]. 62 констатирующий наличие единой и единственной субстанции и многообразия ее акциденций, предполагает рассмотрение субстанции в единстве с ее акциденциями. Таким образом, в XVIII веке представление о единстве субстанции и акциденций начинают связывать с явлением развития, хотя предпосылки для того были и ранее. Субстанция, развитие и движение неразрывны: движение и развитие являются атрибутами субстанции и способами ее существования; внутренняя связь движения и развития заключена в субстанции. Акциденции являются способами существования конкретных проявлений субстанции, и, следовательно, акцидентальность движения представлена многообразием форм движения материи. Субстанция в этом понятии воплощена идея вечности, неизменности мира, в том числе, вечности движения проявляет свое существование в акциденциях и через акциденции, в понятии субстанции отражается понимание единства мира. При этом субстанция обнаруживает себя в этом единстве через движение; именно посредством движения субстанция задает единство мира. Одновременно понятие субстанции закрепляет в себе условия обновления и развития мира, и тогда в понятии акциденции заключены следствия обновления, генезиса мира, его источника, развития субстанции как причины самой себя. Подход определяет и указывает интересующее исследователя акцидентальное содержание мира; конкретными способами реализации подхода выступают исследовательские методы, которые представляют собой совокупность принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих научную деятельность исследователя. Подход определяет также контекст единства движения и развития. Субстанциальный исследовательский подход своим философским основанием имеет положение о единстве субстанции и акциденций. Этот 144 обнаруживает себя в качестве аспекта единства мира и, с другой стороны, источником и следствием его развития, а значит, и единство мира, и его развитие воплощаются в детерминизме. В работе сформулирован субстанциальный исследовательский подход для решения задачи дифференциации реальностей мира, имеющий своим истоком вековую философскую традицию изучения мира в качестве единства субстанции и акциденций, начало которой положили труды Аристотеля. В средневековой схоластике формируется традиция изучения субстанции мира в неразрывной связи с его акциденциями, придающими субстанции бытие в некоторых различных качествах. В субстанциальном исследовательском подходе субстанция понимается в контексте спинозовского представления о субстанции как саиза зш “причине самой себя”. Мир как субстанция существует сам по себе (то есть он самообусловлен), обладает независимым существованием, то есть не нуждается ни в чем ином для своего существования (то есть мир самодостаточен). В Новое время утверждается идея о взаимосвязи, единстве субстанции и движения, а также представление о единстве субстанции и акциденций связывают с явлением развития. Движение и развитие являются атрибутами субстанции и способами ее существования, и акцидентальность движения представлена многообразием форм движения материи; внутренняя связь движения и развития заключена в активности субстанции. Посредством движения субстанция задает единство мира. Одновременно понятие субстанции закрепляет в себе условия обновления и развития мира, и тогда в понятии акциденции (Ь-зхом -слу^ше) заключены следствия обновления, генезиса мира, его источника, развития субстанции как причины самой себя. Исследовательский подход определяет соответствующий аспект мира, и, принятый к изучению, подход, таким образом, указывает ту акцидентальность мира, в свете которой будет исследоваться данный |