Проверяемый текст
Шкроб Наталья Валерьевна. Философские основания понятия "информационная реальность" (Диссертация 1999)
[стр. 33]

33 Э.В.Ильенков считает, что идеальное объективно (подчеркивая тем самым реальность идеального), но объективно только по отношению к сознанию индивида.
По его мнению, идеальное
нс тождественно субъективной реальности, тому, что имеется в индивидуальной сознании, по большей мере оно является компонентом общественного сознания.
Идеальное представлено как форма человеческой деятельности, оно существует только в деятельности, а не в результатах, причем
«идеальное» это схема реальной, предметной деятельности человека, пишет Э.В.Ильенков.
согласующаяся с формой вне головы, вне мозга ...
именно только схема, а не сама деятельность в ее плоти и крови ...
предмет особой деятельности ( духовного труда, мышления), направленный на изменение образ вещи, а не самой вещи, в этом образе представленной.
А это единственно и
отличат чисто идеальную деятельность от деятельности непосредственно материальной» [73, № 6, с.
136.].
Идеальное существует только в человеке, понимаемом как реальная совокупность реальных людей.
Важен еще один момент, отмечаемый Э.В .Ильенковым
идеальное существует только в диалектическом взаимопревращении формы деятельности и формы вещи: «идеальная форма это форма веши, но вне этой вещи, а именной в человеке, в виде формы его активной жизнедеятельности, в виде цели и потребления.
Или наоборот,
эта форма активной жизнедеятельности человека, но вне человека, а именно в форме созданной им вещи.
«Идеальность» сама но себе только и существует в постоянной смене этих двух форм своего «внешнего воплощения» [73, № 7, с.
158.].
Д.И.
Дубровский же полагает, что исходное определение идеального заключается в его логическом противопоставлении материальному как объективной реальности.
Идеальное понимается как субъективная реальность, то есть реальность сознания и всякой духовной деятельной способности.
Идеальное не существует само по себе, так как оно необходимо связано с материальными нейрофизическими процессами, в этом смысле оно объективно.
Идеальное психическое явление и
означает специфическое для человека отображение и действие в субъективном плане.
В содержании категории идеального Д.И.
Дубровский выделяет четыре аспекта: гносеологический, онтологический, аксиологический и
пракссологический: «Идеальное есть отражение действительности, но вместе с
[стр. 68]

68 функционирования субъективной реальности в ходе развития материального мира воплощается теоретическая идея единства объективной и субъективной реальностей.
Вопрос о существовании (реальности) идеального поставил еще Платон, рассматривавший мир идей и мир чувственных вещей.
Для задач данного исследования важен именно следующий факт: Платон указал (впервые в истории философии) на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.
Существование идеального в качестве субъективной реальности в материализме не отрицается и отмечается, что идеальное, наряду с материальным является онтологической и гносеологической категорией.
Две линии понимания идеального проводятся, в частности, в работах Э.В.
Ильенкова и Д.И.
Дубровского.
Э.В.
Ильенков считает, что идеальное объективно (подчеркивая тем самым реальность идеального), но объективно только по отношению к сознанию индивида.
По его мнению, идеальное
не тождественно субъективной реальности, тому, что имеется в индивидуальном сознании, по большей мере оно является компонентом общественного сознания.
Идеальное представлено как форма человеческой деятельности, оно существует только в деятельности, а не в результатах, причем
“идеальное” это схема реальной, предметной деятельности человека, пишет Э.В.
Ильенков, согласующаяся с формой вне головы, вне мозга...
именно только схема, а не сама деятельность в ее плоти и крови...
предмет особой деятельности (духовного труда, мышления), направленный на изменение образа вещи, а не самой вещи, в этом образе представленной.
А это единственно и
отличает чисто идеальную деятельность от деятельности непосредственно материальной” [67, № 6, С.
136.].
Идеальное существует только в человеке, понимаемом как реальная совокупность реальных людей.
Важен еще один момент, отмечаемый Э.В.
Ильенковым


[стр.,69]

69 идеальное существует только в диалектическом взаимопревращении формы деятельности и формы вещи: “идеальная форма это форма вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке, в виде формы его активной жизнедеятельности, в виде цели и потребления.
Или наоборот,
это форма активной жизнедеятельности человека, но вне человека, а именно в форме созданной им вещи.
“Идеальность” сама по себе только и существует в постоянной смене этих двух форм своего “внешнего воплощения” [67, № 7, С.
158.].
Д.И.
Дубровский же полагает, что исходное определение идеального заключается в его логическом противопоставлении материальному как объективной реальности.
Идеальное понимается как субъективная реальность, то есть реальность сознания и всякой духовной деятельной способности.
Идеальное не существует само по себе, так как оно необходимо связано с материальными нейрофизическими процессами, в этом смысле оно объективно.
Идеальное психическое явление и
обозначает специфическое для человека отображение и действие в субъективном плане.
В содержании категории идеального Д.И.
Дубровский выделяет четыре аспекта: гносеологический, онтологический, аксиологический и
праксеологический: “Идеальное есть отражение действительности, но вместе с тем оно есть реальность, подлежащая специальному исследованию, оно есть ценностное отношение и оно есть духовная активность (творческая интенция, целеполагание и целеустремленность, воля)” [60, С.
17.].
Д.И.
Дубровский отмечает, в каком смысле можно говорить об объективности идеального: “Явления субъективной реальности могут обладать объективным содержанием (истинная мысль, например), могут выступать объектом исследования и в этом смысле допустимо говорить, что они существуют для исследователя объективно, т.е.
вне и независимо от его сознания.
Но отсюда не следует, что они становятся объективной реальностью, ибо последнее предполагает независимость от всякого

[Back]