34 тем оно есть реальность, подлежащая специальному исследованию, оно есть ценностное отношение и оно есть духовная активность ( творческая интенция, переполагание и целеустремленность, воля)» [66, с. 17.]. Д.И. Дубровский отмечает, в каком смысле можно говорить об объективности идеального: «Явления субъективной реальности могут обладать активным содержанием (истинная мысль, например), могут выступать объектом исследования и в этом смысле допустимо говорить, что они существуют для исследования объективно, т.е. вне и независимо от его сознания. Но отсюда не следует, что они становятся объективной реальностью, ибо последнее предполагает независимость от всякого сознания» [66, с. 17.]. Дифференциация и различение материального и идеального осуществляется в процессе человеческой деятельности, а именно, в процессах опредмечивания и распредмечивания. Как и Э.В. Ильенков, Д.И. Дубровский подчеркивает, что идеальное существует только в процессе деятельности человека и уже в готовом предмете идеального нет. Мир однообразен и в своем многообразии един (поскольку мир представлен единственной субстанцией) и, в том числе, единство мира представлено единством материального и идеального. Идеальное является продуктом духовной деятельности, поэтому явление идеального соотносится с явлением общественного бытия, а не бытия вообще. Идеальное не сущестует без сознания (хотя может существовать и вне его), ведь даже материальная форма существования результатов духовной деятельности (в виде, например, нот, книг, произведений искусства и пр.) является потенциальной и актуализируется лишь при наличии сознания, умеющего понять данную запись. «Хотя вещное тело идеального, резюмирует Л.А. Абрамян, находится в пространстве и времени, само оно реально существует только для сознания, имеющего к нему доступ» [8, с. 104.]. В связи с постановкой проблемы идеального В.Б. Кучевский полагает что единство материального и идеального определяющий аспект проблемы единства мира. Сфера идеального, сознания, есть особое отражение материи в головах людей: «сознание вне и без материи, отмечает В.Б. Кучевский, не может' существовать самостоятельно. В философии решить проблему единства мира |
69 идеальное существует только в диалектическом взаимопревращении формы деятельности и формы вещи: “идеальная форма это форма вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке, в виде формы его активной жизнедеятельности, в виде цели и потребления. Или наоборот, это форма активной жизнедеятельности человека, но вне человека, а именно в форме созданной им вещи. “Идеальность” сама по себе только и существует в постоянной смене этих двух форм своего “внешнего воплощения” [67, № 7, С. 158.]. Д.И. Дубровский же полагает, что исходное определение идеального заключается в его логическом противопоставлении материальному как объективной реальности. Идеальное понимается как субъективная реальность, то есть реальность сознания и всякой духовной деятельной способности. Идеальное не существует само по себе, так как оно необходимо связано с материальными нейрофизическими процессами, в этом смысле оно объективно. Идеальное психическое явление и обозначает специфическое для человека отображение и действие в субъективном плане. В содержании категории идеального Д.И. Дубровский выделяет четыре аспекта: гносеологический, онтологический, аксиологический и праксеологический: “Идеальное есть отражение действительности, но вместе с тем оно есть реальность, подлежащая специальному исследованию, оно есть ценностное отношение и оно есть духовная активность (творческая интенция, целеполагание и целеустремленность, воля)” [60, С. 17.]. Д.И. Дубровский отмечает, в каком смысле можно говорить об объективности идеального: “Явления субъективной реальности могут обладать объективным содержанием (истинная мысль, например), могут выступать объектом исследования и в этом смысле допустимо говорить, что они существуют для исследователя объективно, т.е. вне и независимо от его сознания. Но отсюда не следует, что они становятся объективной реальностью, ибо последнее предполагает независимость от всякого 70 сознания” [60, С. 17.]. Дифференциация и различение материального и идеального осуществляется в процессе человеческой деятельности, а именно, в процессах опредмечивания и распредмечивания. Как и Э.В. Ильенков, Д.И. Дубровский подчеркивает, что идеальное существует только в процессе деятельности человека и уже в готовом предмете идеального нет. Мир многообразен и в своем многообразии един (поскольку мир представлен единственной субстанцией) и, в том числе, единство мира представлено единством материального и идеального. Идеальное является продуктом духовной деятельности, поэтому явление идеального соотносится с явлением общественного бытия, а не бытия вообще. Идеальное не существует без сознания (хотя может существовать и вне его), ведь даже материальная форма существования результатов духовной деятельности (в виде, например, нот, книг, произведений искусства и пр.) является потенциальной и актуализируется лишь при наличии сознания, умеющего понять данную запись. “Хотя вещное тело идеального,резюмирует Л.А. Абрамян, находится в пространстве и времени, само оно реально существует только для сознания, имеющего к нему доступ” [7, С. 104.]. В связи с постановкой проблемы идеального В.Б. Кучевский полагает, что единство материального и идеального определяющий аспект проблемы единства мира. Сфера идеального, сознания, есть особое отражение материи в головах людей: “сознание вне и без материи, отмечает В.Б. Кучевский, не может существовать самостоятельно. В философии решить проблему единства мира это значит прежде всего выявить единство материи и сознания (курсив мой Н.Ш.)” [104, С. 79.]. Материальная субстанция раскрывается в феномене возникновения сознания, опредмечивания и распредмечивания материального и идеального в процессе осуществления практической деятельности человека на уровне социальной реальности. |