Проверяемый текст
Шкроб Наталья Валерьевна. Философские основания понятия "информационная реальность" (Диссертация 1999)
[стр. 35]

35 это значит прежде всего выявить единство материи и сознания» [113, с.79..
Материальная субстанция раскрывается в феномене возникновения сознания, опредмечивания и распредмечивания материального и идеального в процессе осуществления практической деятельности человека на уровне социальной реальности.

В понятии «объективная реальность» подразумевается только один признак существования существовать вне и независимо от сознания.
Показательно, как отмечает Л.А.
Абрамян, что само понятие объективной реальности предполагает реальность и того, что зависит от сознания, существует в сознании, то есть идеального.
Смысл понятия реальности, таким образом,
нс сводится к положению: реальность это «все то, что существует».
Основное отличие понятия
«реальность» от «всего существующего» Л.А.
Абрамян видит в том, что понятие реальности
«требует определенной дифференциации деятельности.
Все, что существует, является реальным, но реальным по-разному.
Иначе говоря, понятие реальности, помимо существования, подразумевает различие в способе существования
8, с.97.].
К примеру, в отличие от природы (существующей на своем собственном основании спинозовское саиза
$ш), сознание нс существует само по себе, и так как способы существования природы и сознания различны, то следует считать их реальностями разного рода.
В рамках
субстанционального исследовательского подхода материя и сознание являются формами бытия субстанции.
В данном отношении, например, В.Б.Кучевский доказывает: поскольку материя как субстанция осмысливается не только как сущность, но и как существование, то
«в рамках субстанциального подхода к реальному миру противоположность материи и сознания предстает в форме соотношения материального и идеального, которые на уровне субстанции имеют один и тот же онтологический статус, ибо каждое из них выражает бы тие субстанции» [113, с.238.], а именно, и материальное, и идеальное являются конкретными способами существования субстанции, таким образом, делается акцент на единстве объективной и субъективной реальностей.
Субстанциальный исследовательский подход предполагает тождество материального и идеального, и это вынуждает обратиться к
классификации реаль
[стр. 70]

70 сознания” [60, С.
17.].
Дифференциация и различение материального и идеального осуществляется в процессе человеческой деятельности, а именно, в процессах опредмечивания и распредмечивания.
Как и Э.В.
Ильенков, Д.И.
Дубровский подчеркивает, что идеальное существует только в процессе деятельности человека и уже в готовом предмете идеального нет.
Мир многообразен и в своем многообразии един (поскольку мир представлен единственной субстанцией) и, в том числе, единство мира представлено единством материального и идеального.
Идеальное является продуктом духовной деятельности, поэтому явление идеального соотносится с явлением общественного бытия, а не бытия вообще.
Идеальное не существует без сознания (хотя может существовать и вне его), ведь даже материальная форма существования результатов духовной деятельности (в виде, например, нот, книг, произведений искусства и пр.) является потенциальной и актуализируется лишь при наличии сознания, умеющего понять данную запись.
“Хотя вещное тело идеального,резюмирует Л.А.
Абрамян, находится в пространстве и времени, само оно реально существует только для сознания, имеющего к нему доступ” [7, С.
104.].
В связи с постановкой проблемы идеального В.Б.
Кучевский полагает, что единство материального и идеального определяющий аспект проблемы единства мира.
Сфера идеального, сознания, есть особое отражение материи в головах людей: “сознание вне и без материи, отмечает В.Б.
Кучевский, не может существовать самостоятельно.
В философии решить проблему единства мира это значит прежде всего выявить единство материи и сознания (курсив мой Н.Ш.)” [104, С.
79.].
Материальная субстанция раскрывается в феномене возникновения сознания, опредмечивания и распредмечивания материального и идеального в процессе осуществления практической деятельности человека на уровне социальной реальности.


[стр.,71]

71 В понятии “объективная реальность” подразумевается только один признак существования существовать вне и независимо от сознания.
Показательно, как отмечает Л.А.
Абрамян, что само понятие объективной реальности предполагает реальность и того, что зависит от сознания, существует в сознании, то есть идеального.
Смысл понятия реальности, таким образом,
не сводится к положению: реальность это “все то, что существует”.
Основное отличие понятия
“реальность” от “всего существующего” Л.А.
Абрамян видит в том, что понятие реальности
“требует определенной дифференциации действительности (курсив мой Н.Ш.).
Все, что существует, является реальным, но реальным по-разному.
Иначе говоря, понятие реальности, помимо существования, подразумевает различие в способе существования”
[7, С.
97.].
К примеру, в отличие от природы (существующей на своем собственном основании спинозовское саиза
зш), сознание не существует само по себе, и так как способы существования природы и сознания различны, то следует считать их реальностями разного рода.
В рамках
субстанциального исследовательского подхода материя и сознание являются формами бытия субстанции.
В данном отношении, например, В.
Б.
Кучевский доказывает: поскольку материя как субстанция осмысливается не только как сущность, но и как существование, то
“в рамках субстанциального подхода к реальному миру противоположность материи и сознания предстает в форме соотношения материального и идеального, которые на уровне субстанции имеют один и тот же онтологический статус, ибо каждое из них выражает бытие субстанции” [104, С.
238.], а именно, и материальное, и идеальное являются конкретными способами существования субстанции, таким образом, делается акцент на единстве объективной и субъективной реальностей.
Субстанциальный исследовательский подход предполагает тождество материального и идеального, и это вынуждает обратиться к

[Back]