Проверяемый текст
Шкроб Наталья Валерьевна. Философские основания понятия "информационная реальность" (Диссертация 1999)
[стр. 40]

40 совершенства» означает меру, в пределах которой сохраняется данная акцидентальность.
Когда в философии возникла необходимость различения меры акцидентальности, тогда дифференцировались сущность и существование от субстанции и акциденции, поэтому реальности делятся на реальности бытия и реальности существования.
Реальности бытия показывают, что субстанция представлена в плане единства мира как объективная реальность, в
плане же развития (так как субстанция
саи$а зш) как совокупная реальность.
На основе единства объективной и совокупной реальностей, как показывает Н.М.
Чуринов,
«развертывается многообразие реальностей существования (физическая, химическая, биологическая и другие реальности)» [211, с.69.].
Существование дает представление о мерс, поэтому при выделении реальностей существования (реальностей акциденгального плана) возникает представление о мере акциденталыюсти.
Исходя из положения, что формы и виды вещества можно познать
«только через движение; только в движении обнаруживаются свойства тел»; Ф.
Энгельс приходит к выводу, что сама
«природа движущихся тел вытекает из форм движения,» [120, с.563.], и, следовательно, природу тел можно познать только через их движение.
Ф.
Энгельс анализирует, каким образом в историческом развитии естествознания происходил процесс изучения форм движения:
«изучение природы движения должно было исходить от низших, простейших форм его и должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь дня объяснения высших и более сложных форм его» [120, с.391.].
Итак, Ф.
Энгельс отмечает в изучении различных форм движения материи объективность процесса восхождения познания от познания более простых форм движения материи к познанию более сложных, но
нс только вследствие накопления необходимых знаний, а также вследствие взаимозависимости и переходов форм движения материи друг в друга: «классификация паук, из которых каждая анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения, является вместе с тем классификацией, расположением, согласно внутренне присущей им последовательности, самих этих форм движения отмечал Ф.Энгельс, и в этом именно и заключается ее
[стр. 77]

77 сохраняется данная акцидентальность.
Когда в философии возникла необходимость различения меры акцидентальности, тогда дифференцировались сущность и существование от субстанции и акциденции, поэтому реальности делятся на реальности бытия и реальности существования.
Реальности бытия показывают, что субстанция представлена в плане единства мира как объективная реальность., в плане же развития (так как субстанция
саиза $ш) как совокупная реальность.
На основе единства объективной и совокупной реальностей, как показывает Н.М.
Чуринов,
“развертывается многообразие реальностей существования (физическая, химическая, биологическая и другие реальности)” [197, С.
69.].
Существование дает представление о мере, поэтому при выделении реальностей существования (реальностей акцидентального плана) возникает представление о мере акцидентальности.
Исходя из положения, что формы и виды вещества можно познать
“только через движение; только в движении обнаруживаются свойства тел”; Ф.
Энгельс приходит к выводу, что сама
“природа движущихся тел вытекает из форм движения (курсив мой Н.Ш.)” [111, С.
563.], и, следовательно, природу тел можно познать только через их движение.
Ф.
Энгельс анализирует, каким образом в историческом развитии естествознания происходил процесс изучения форм движения:
“изучение природы движения должно было исходить от низших, простейших форм его и должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать чтонибудь для объяснения высших и более сложных форм его” [111, С.
391.].
Итак, Ф.
Энгельс отмечает в изучении различных форм движения материи объективность процесса восхождения познания от познания более простых форм движения материи к познанию более сложных, но
не только вследствие накопления необходимых знаний, а также вследствие взаимозависимости и переходов форм движения материи друг

[стр.,78]

78 в друга: “классификация наук, из которых каждая анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения, является вместе с тем классификацией, расположением, согласно внутренне присущей им последовательности, самих этих форм движения, отмечал Ф.
Энгельс, и в этом именно и заключается ее
значение.
<...> Подобно тому, как одна форма движения развивается из другой, так и отражения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой” [111, С.
564.].
Науки, изучающие формы движения материи, развивающиеся одна из другой это механика, физика, химия, биология, предметом которых являются соответственно механическое, физическое, химическое, биологическое движение.
“Называя физику механикой молекул, химию физикой атомов и далее биологию химией белков, я, писал Ф.
Энгельс, желаю этим выразить переход одной из этих наук в другую, следовательно, как существующую между ними связь, непрерывность, так и различие, дискретность обеих” [111, С.
567.].
В этой связи важное значение приобретает не столько иерархия объектов различных наук, сколько их связь между собой, то, каким образом происходит переход объектов, изучаемых разными науками, один в другой.
Как отмечает Б.М.
Кедров, подход Ф.
Энгельса, известный как “принцип субординации”, отражает процесс прогрессивного развития движущейся материи, и конкретным проявлением этого подхода стало введение Энгельсом понятия “форма движения”, следовательно, заключает Б.М.
Кедров, “ряд форм движения изображает собою общий процесс развития материи” [76, С.
286.] от доорганической природы к области человеческой истории.
Итак, существование движения, его акцидентальность представлены многообразием форм движения; механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное движение, которые представляют собой восходящий от простого к сложному ряд форм

[стр.,81]

81 Таким образом, понятие реальности в философии имеет ряд значений.
Под реальностью (и реальным) понимается, во-первых, объективная реальность, то есть существующее вне и независимо от человека и отражаемое им; во-вторых,значение существования, то есть реальным признается, например, как материальный объект, так и идеализированный объект, абстракция; в-третьих, значение действительности как противоположности возможности.
Помимо этих значений, понятие реальности предполагает определенную дифференциацию действительности и подразумевает различие в способе существования.
Введенные в средневековой схоластике понятия реальности для обозначения относительности бытия (различной “степени реальности”) и “реальной акциденции” как первичной характеристики относительной самостоятельности акциденций, в данном исследовании имеют значимость, поскольку дают представление о мере акцидентальности.
Акцидентальность есть порождение активной субстанции как саиза 8Ш, то есть имеет свою меру; способом существования субстанции (как объективной реальности) является движение, способом существования акцидентальности является определенная форма движения, и, поскольку в основе акцидентальности лежит движение, поэтому представление о любой реальности основано на единстве меры движения и меры акцидентальности.
Исходя из субстанциального исследовательского подхода, различаются две группы реальностей: первая реальности субстанциального плана, реальности бытия, и вторая группа реальности акцидентального плана, реальности существования.
Реальности бытия показывают, что субстанция представлена в плане единства мира как объективная реальность (в
которой раскрывается материальное единство мира, его неизменность в этом плане) и в плане

[Back]