Проверяемый текст
Шкроб Наталья Валерьевна. Философские основания понятия "информационная реальность" (Диссертация 1999)
[стр. 45]

45 ГЛАВА II.
ДИАЛЕКТИКА СУБСТАНЦИИ И АКЦИДЕНЦИИ КАК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ПОЗНАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ § 2.1.
Мера информационного движении и мера информационной акциденгалыгости Единство мира раскрывается многообразием сторон, в частности, материальным единством мира, всеобщей связью явлений.
Всеобщая связь прерывна и непрерывна,
конечно и бесконечна, она изменчива возникающие явления вступают во всеобщую связь, а исчезающие выходят из этой связи.
Прерывистость всеобщей связи выражается в том, что она представлена отдельными законами, различными связями и отношениями, их многообразием.
В ходе научного познания всеобщей связи открываются, формулируются законы науки.
Одним из законов науки является всеобщий закон сохранения и превращения энергии, связанный с общефилософским принципом несотворимости и неуничтожимости материи и ее атрибутов.

Опуская историю вопроса, отметим, что термин «энергия» и закон сохранения энергии входят во всеобщее употребление после работ Рудольфа Клаузиуса и статьи Ульяма Ренкина «Об общем законе превращения энергии», написанной в 1853 году.
В этой статье закон сформулирован в следующем виде:
«сумма всей энергии (потенциальной и кинетической) во Вселенной остается неизменной» [108,С.225.].
Исследование истории проблемы в естествознании подсказывает, что переход к понятию ‘'Энергия" в физической науке означает: Во-первых, переход от редукции всех форм движения к механическому движению к редукции всех форм движения к физическому движению; вовторых,универсилизаиия понятия «энергия»; в-третьих, проявление субъективности познания, актуализация новой стороны объективного закона; Ф.Энгельс отмечает существование в естествознании двух сторон для выражения высказанного Декартом закона сохранения количества движения: «формула Гельм
[стр. 83]

83 ГЛАВА 2.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
2.1.
Меры движения и меры акцидентальности.
Задачи параграфа: 1) рассмотреть основные этапы формирования закона науки, устанавливающего связь меры механического движения (силы) и меры механической акцидентальности (массы); 2) проследить возникновение понятий энергии и энтропии в истории естествознания; 3) показать существование связи энергии (меры физического движения) и энтропии (меры физической акцидентальности) как закона науки.
Единство мира раскрывается многообразием сторон, в частности, материальным единством мира, всеобщей связью явлений.
Всеобщая связь прерывна и непрерывна,
конечна и бесконечна; она изменчива возникающие явления вступают во всеобщую связь, а исчезающие выходят из этой связи.
Прерывность всеобщей связи выражается в том, что она представлена отдельными законами, различными связями и отношениями, их многообразием.
В ходе научного познания всеобщей связи открываются, формулируются законы науки.
Одним из законов науки является всеобщий закон сохранения и превращения энергии, связанный с общефилософским принципом несотворимости и неуничтожимости материи и ее атрибутов.

К нему “примыкают” два интересующих нас закона науки: со стороны предыстории (выявление двух мер движения и формулирование принципа сохранения “живых сил”) закон науки о связи силы и массы, с другой стороны, с дальнейшим развитием и углублением знаний об энергетических превращениях закон науки о связи энергии и энтропии, ростом которой сопровождается любое превращение форм движения.


[стр.,97]

97 движения превращались в тепловое и установил механический эквивалент теплоты 460 кГм/ккал, более точный, чем у Майера (более поздние опыты Джоуля дали значение 425 кГм/ккал, современное значение этой величины 427 кГм/ккал).
Итак, тенденция изучения “обращения”, определенная Лейбницем, вышла на новый уровень физическое обращение: превращение форм физического движения друг в друга, количественной стороной выступает, например, механический эквивалент теплоты.
Наиболее всеобъемлющая формулировка закона сохранения и превращения энергии в общей строгой математической форме содержится в работе Г.
Гельмгольца, написанной в 1847 году, где общий закон “принцип сохранения энергии” звучит следующим образом: “Из таких же исследований всех других известных физических и химических процессов следует вывод, что природа как целое содержит определенный запас энергии, который не может быть ни уменьшен, ни увеличен; и что поэтому количество энергии в природе вечно и неизменно, как и количество материи” [цит.
по 102, С.
368.].
И Р.
Майер, и Г.
Гельмгольц еще используют термин “сила”, а не “энергия”.
Энгельс отмечает, что при объяснении немеханических явлений, “прибегая к понятию силы, мы этим выражаем не наше знание, а недостаточность нашего знания о природе закона и о способе его действия” [111, С.
403.].
Термин “энергия” и закон сохранения энергии входят во всеобщее употребление после работ Рудольфа Клаузиуса и статьи Уильяма Ренкина “Об общем законе превращения энергии”, написанной в 1853 году.
В этой статье закон сформулирован в следующем виде:
“сумма всей энергии (потенциальной и кинетической) во Вселенной остается неизменной” [99, С, 225.].
Переход к понятию “энергия” это:

[стр.,98]

98 1) переход от редукции всех форм движения к механическому движению к редукции всех форм движения к физическому движению; 2) универсализация понятия “ энергия”; 3) проявление субъективности познания, актуализация новой стороны объективного закона; Ф.
Энгельс отмечает существование в естествознании двух сторон для выражения высказанного Декартом закона сохранения количества движения:
“формула Гельмгольца о сохранении силы и новая, более точная формула о сохранении энергии”, причем, каждая “выражает лишь одну сторону отношения” [111, С.
392.].
4) Формирование нового представления об обращении.
Ф.
Энгельс дает следующее толкование механического обращения: например, при поднимании груза “ механическая сила” (кинетическая энергия) “превратилась в механическую силу напряжения”, или потенциальную энергию и “в любое мгновение она может быть превращена любым механически допустимым способом обратно в то же самое количество механического движения, которое было необходимо для порождения ее” [111, С.
416.].
Физическое обращение Энгельс объясняет следующим образом: “механическое движение масс переходит в теплоту, в электричество, в магнетизм; теплота и электричество переходят в химическое разложение”, и обратно, “и происходит это таким образом, что определенному количеству движения одной формы всегда соответствует точно определенное количество движения другой формы, причем опять-таки безразлично, из какой формы движения заимствована та единица-мера, которой измеряется это количество движения” [111, С.
400.].
Итак, в середине XIX века сформулирован закон сохранения и превращения энергии.
В отличие от силы, являющейся мерой механического движения, энергия (мера более высокой формы движения

[Back]