Проверяемый текст
Шкроб Наталья Валерьевна. Философские основания понятия "информационная реальность" (Диссертация 1999)
[стр. 55]

55 Больцмана, так как в то время приписывал принципу возрастания энтропии такое же абсолютное значение, как и закону сохранения энергии.
При разработке теории излучения Планку
нс оставалось другого выхода, как обратиться к методу Больцмана установить связь между энтропией излучения и вероятностью.
Выявление связи энтропии и вероятности стало огромным шагом на пути приближения к пониманию сущности энтропии.

Однако полное признание идеи Л.
Больцмана получили примерно к 1910 году
посте работ А.
Эйнштейна 1905 года о броуновском движении.
Выяснение вероятностного характера энтропии и закона ее возрастания является свидетельством расширения понятия
«энтропия».
Выявлена новая связь энтропии и вероятности; энтропия мера вероятности изменения состояния системы, и второй закон термодинамики является статистическим законом, в отличие от динамических законов классической механики.
Поскольку наиболее вероятным состояние системы является ее неупорядоченное, хаотическое состояние,
поскольку вторая часть второго начата термодинамики (первая часть постулирует существование энтропии, вторая се увеличение в реальных процессах) означает переход от искусственно созданного порядка к более вероятному беспорядку.
Теперь понимание сущности энтропии сопряжено с
понятием хаоса, беспорядка (неупорядоченности), неорганизованности.
Энтропия характеризует хаотичность, неорганизованность материи, а следовательно, и движения.
На связь энтропии и движения особое внимание обращает
1*2.А.Седов: отмечая, что принятые в термодинамике определения энтропии как «меры вероятности состояния» и «меры неопределенности состояния» физических тел не отражают этой связи, он приходит к выводу, что «физическая энтропия является статистической мерой неупорядоченности движения микроэлементов физических тел» [169, С.
137.].
Далее, если количество микросостояний системы, которыми возможно реализовать данное макросостояние, велико, то велика и неопределенность осуществления его каким-либо конкретным способом (конкретным .микросостоянием).
Таким образом, понятие
статисти1ческой энтропии оказалось связанным с диалектикой определенности и неопределенности, и соответст
[стр. 111]

111 возрастания энтропии такое же абсолютное значение, как и закону сохранения энергии.
При разработке теории излучения Планку
не оставалось другого выхода, как обратиться к методу Больцмана установить связь между энтропией излучения и вероятностью.
Выявление связи энтропии и вероятности стало огромным шагом на пути приближения к пониманию сущности энтропии.

Вот как оценивает М.
Планк значение этого шага в науке: “среди физиков того времени Людвиг Больцман был тем, кто понимал смысл энтропии лучше всех.
Он толковал энтропию находящейся в определенном состоянии физической системы как меру вероятности этого состояния и видел содержание 2-го начала в том, что при всяком происходящем в природе изменении система переходит в более вероятное состояние” [140, С.
439.] Полное признание идеи Л.
Больцмана получили примерно к 1910 году
после работ А.
Эйнштейна 1905 года о броуновском движении.
Выяснение вероятностного характера энтропии и закона ее возрастания является свидетельством расширения понятия
“энтропия”.
Выявлена новая связь энтропии и вероятности; энтропия мера вероятности изменения состояния системы, и второй закон термодинамики является статистическим законом, в отличие от динамических законов классической механики.
Поскольку наиболее вероятным состоянием системы является ее неупорядоченное, хаотическое состояние,
постольку вторая часть второго начала термодинамики (первая часть постулирует существование энтропии, вторая ее увеличение в реальных процессах) означает переход от искусственно созданного порядка к более вероятному беспорядку.
Теперь понимание сущности энтропии сопряжено с
понятиями хаоса, беспорядка (неупорядоченности), неорганизованности.
Энтропия характеризует хаотичность, неорганизованность материи, а следовательно, и движения.
На связь энтропии и движения особое внимание обращает
Е.А.
Седов: отмечая, что принятые в термодинамике

[стр.,112]

112 определения энтропии как “меры вероятности состояния” и “меры неопределенности состояния” физических тел не отражают этой связи, он ^приходит к выводу, что “физическая энтропия является статистической мерой неупорядоченности движения микроэлементов физических тел” [157, С.
137.].
Далее, если количество микросостояний системы, которыми возможно реализовать данное макросостояние, велико, то велика и неопределенность осуществления его каким-либо конкретным способом (конкретным микросостоянием).
Таким образом, понятие
статистической энтропии оказалось связанным с диалектикой определенности и неопределенности, и соответствующими философскими категориями.
Стремление преодолеть второе начало термодинамики, преодолеть возрастание энтропии, возникало уже с самого начала введения принципа энтропии.
Для этого в 1871 году Дж.К.
Максвелл ввел в физику некое существо (“Ъет§”, которое В.
Томсон назвал “демоном”), обладающее “утонченными способностями”, позволяющими вопреки второму началу термодинамики упорядочить систему без затраты работы.
Пусть есть сосуд с газом, разделенный на две части перегородкой с отверстием; ”демон” может видеть (то есть располагать информацией) отдельные молекулы, анализировать (то есть осуществлять информационный процесс) их кинетические параметры величину скорости и, открывая и закрывая отверстие в перегородке внутри сосуда (то есть осуществляя процесс управления), дает возможность более быстрым молекулам перейти в одну часть сосуда, повышая тем самым в ней температуру, и более медленным в другую, соответственно, понижая температуру в этой части сосуда.
Многие ученые Л.
Больцман, М.
Смолуховский, А.
Эйнштейн, Л.
Бриллюэн и другие выступали против демона Максвелла.
Сам Дж.К.
Максвелл писал в письме о своих демонах: “Для чего они нужны? Чтобы показать, что второй закон термодинамики имеет лишь статистический характер...” [цит.
по 132, С.
63.].
Существо, описанное

[Back]