Проверяемый текст
Шкроб Наталья Валерьевна. Философские основания понятия "информационная реальность" (Диссертация 1999)
[стр. 72]

72 ется необходимость имманентности организации).
Таким образом, единство (тождество и различие) Хаоса и Космоса (порядка) заключено в относительности этих понятий и их
взаимооношении переходе от порядка к порядку.
Другой момент: заменяя модель
«хаос порядок» как менее адекватную реальным процессам организации, упорядочения (изменения) мира на модель ‘"порядокпорядок’, С.
Бир таким образом, абсолютирует динамические закономерности упорядочения.
Леон Бриллюен, напротив, подходя к анализу феномена информации с точки зрения термодинамики и теории вероятностей, абсолютизирует
статичтические закономерности.
Исходя из двух положений: «закон увеличения энтропии приводит к постепенной деградации энергии» и, так как негэнтропия N=-5, он заключает, что «в конечном счете негэнтропия представляет качество энергии» [34, С.
25.], ее ценность в плане совершения работы.
Так, системы, способные производить механическую, электрическую работу (например, сжатая пружина, поднятый груз, заряженная батарея, то есть системы, обладающие запасом потенциальной энергии) являются источником негэнтропии.
Принцип Карно второй закон термодинамики представляет
обесценивание, снижение уровня энергии.
Понимая энтропию как меру беспорядочности в физической системе, Л.
Бриллюен предлагает
«более точное утверждение, что энтропия есть мера недостатка информации о действительной структуре системы» [33, С.
211.], то есть он субъекти в истеки объясняет связь информации и энтропии, отождествляя объективный параметр системы (энтропию или негэнтропию) со знанием о ней познающего субъекта; далее Бриллюен заключает, что любая добавочная информация увеличивает негэнтропию, уменьшая энтропию системы, выступающую харакгеристикой хаоса (беспорядка) Максимальное значение энтропии соответствует состоянию абсолютного хаоса наиболее вероятного состояния предоставленной самой себе физической системы.
Поскольку, по мнению Бриллюена, хаос наиболее вероятен, то (если следовать выражению С.
Бира) он является естественным состоянием природы.
Следовательно, полученная о физической системе информация, используемая в
[стр. 137]

137 мнению С.
Бира, более адекватно описывать рассматриваемые системы, и системы в значительной мере становятся самоорганизующимися (тем самым снимается необходимость имманентности организации).
Таким образом, единство (тождество и различие) Хаоса и Космоса (порядка) заключено в относительности этих понятий и их
взаимоотношении переходе от порядка к порядку.
Другой момент: заменяя модель
“хаоспорядок” как менее адекватную реальным процессам организации, упорядочения (изменения) мира на модель “порядок-порядок”, С.
Бир, таким образом, абсолютизирует динамические закономерности упорядочения.
Леон Бриллюен, напротив, подходя к анализу феномена информации с точки зрения термодинамики и теории вероятностей, абсолютизирует
статистические закономерности.
Исходя из двух положений: “закон увеличения энтропии приводит к постепенной деградации энергии” и, так как негэнтропия N=-3, он заключает, что “в конечном счете негэнтропия представляет качество энергии” [31, С.
25.], ее ценность в плане совершения работы.
Так, системы, способные производить механическую, электрическую работу (например, сжатая пружина, поднятый груз, заряженная батарея, то есть системы, обладающие запасом потенциальной энергии) являются источником негэнтропии.
Принцип Карно второй закон термодинамики представляет
обесценение, снижение уровня энергии.
Понимая энтропию как меру беспорядочности в физической системе, Л.
Бриллюен предлагает
“более точное утверждение, что энтропия есть мера недостатка информации о действительной структуре системы” [30, С.
211.], то есть он субъективистски объясняет связь информации и энтропии, отождествляя объективный параметр системы (энтропию или негэнтропию) со знанием о ней познающего субъекта; далее Бриллюен заключает, что любая добавочная информация увеличивает негэнтропию, уменьшая энтропию системы, выступающую характеристикой хаоса

[стр.,138]

138 (беспорядка).
Максимальное значение энтропии соответствует состоянию абсолютного хаоса наиболее вероятного состояния предоставленной самой себе физической системы.
Поскольку, по мнению Бриллюена, хаос наиболее вероятен, то (если следовать выражению С.
Бира) он является естественным состоянием природы.
Следовательно, полученная о физической системе информация, используемая в
целях управления и организации этой системы, выступает средством реализации пути “порядок из хаоса”.
Таким образом, изучая механизмы преобразования негэнтропия-информация-негэнтропия и использования информации (полученной, например, при помощи демона Максвелла) для упорядочения системы, то есть уменьшения энтропии как вероятностной меры беспорядка, Л.
Бриллюен абсолютизирует статистическую закономерность процесса организации.
Л.
Бриллюен утверждает, что негэнтропия (отрицательная энтропия) эквивалентна информации; в превращениях “негэнтропия информация негэнтропия” второй закон термодинамики не нарушается, то есть в процессе превращения негэнтропии в информацию энтропия увеличивается.
Таким образом, информационные процессы, как и реальные физические процессы, необратимы, п&тиворечивы, являются следствием диалектики развития.
Постулируя эквивалентность негэнтропии и информации, Л.
Бриллюен формулирует негэнтропийный принцип информации, утверждающий, что “информация представляет собой отрицательный вклад в энтропию” [31, С.
34.], считая, что это положение может выступить характеристикой природы информации.
Энтропию он понимает в обычном термодинамическом смысле, не проводя, таким образом, различия между физической и информационной энтропией, что может привести к редукции информационных явлений к физической форме движения.
Л.
Бриллюен сформулировал негэнтропийный принцип информации, но, абсолютизируя действие статистических

[Back]