Проверяемый текст
Разбегаева Людмила Павловна. Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 21]

21 стороны, сама реализация таких потенций предмета неизбежно будет носить нормативный характер.
Следующий подход (утилитарный) обоснован в исследованиях Дж.Дьюи, Р.Б.Перри, которые полагают, что ценности целиком и полностью детерминированы потребностями и интересами человека.
Утилитарность позиции приводит к низведению свойств объектов до уровня удовлетворения сиюминутных нужд человека.
Духовное содержание ценности исчезает, не реализовав своей возможности порождать смысл для всей человеческой жизни, при этом создавая условия для реализации сущностных сил человека.
При таком подходе ценность понимается крайне узко.
Сам процесс воспитания ценностей становится
бессмысленным, т.
к.
соответствие объективным потребностям субъекта свойств того или иного объекта происходит чаще всего непроизвольно в процессе его практической деятельности.
Однако необходимо учитывать, что позиция утилитарного подхода отражает один из главных аспектов ценностного отношения — ценностное отношение всегда действительно тесно взаимосвязано с практической деятельностью человека, и при отсутствии должного «подкрепления» в окружающем мире оно пересматривается как уже не актуальный смысл.
В то же время предметная сфера данной категории не ограничивается исключительно практической значимостью.

Представители антропологического направления (М.
С.
Каган, Л.Н.Столович, Р.М.
Рогова,
Кирьякова, В.А.Малахов, Н.З.Чавчавадзе, A.
М.Воронина, О.М.Панфилов, Б.С.Братусь, Б.И.Додонов, Д.А.Леонтьев, B.
С.Лазарев, Н.В.Коноплина и др.) рассматривают ценностное отношение в единстве отношения человека и окружающего мира, ценностное отношение — одна из главных форм (наряду с познавательным отношением) освоения им действительности.
«Ценность возникает и функционирует только на основе субъективно-объективного отношения, отношения «человек предмет».
Ценность существует не
изолированно на одном из полюсов этого от
[стр. 224]

224 значимости объекта уже не только для отдельного человека, но для общества в целом.
«В результате (оценки объекта с точки зрения его полезности) происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему ценностное отношение» (244).
«Понятие ценностное отношение отражает единство нужды или потребности субъекта и свойств объекта.
Оно характеризует связь внешнего и внутреннего, объективного и субъективного и фиксирует направленность человека на объекты-ценности» (157).
Ученые, работавшие в этом направлении, обосновали обусловленность содержания ценности социально-экономическими условиями, охарактеризовали основные определяющие черты ценностных от^ ношений в отличии от просто отношений значимости.
Акцентирование внимания при определении ценности на ее возможности фактически позволило обосновывать единство идеала и нормы в ценностном отношении.
«...Заключенная возможность в предмете, поскольку предмет уже вовлечен в орбиту социального движения (или осознан в качестве имеющего социальное значение), но еще не присвоен человеком полностью, не реализован, и есть то, что мы называем ценностью» (126).
Заданная плоскость развития ценности (социум), с одной стороны, обуславливает возможность объекта в контексте общественного идеала, т.к.
на уровне общества в целом реализовывают только то, что действительно признано необходимым для всех.
С другой стороны, сама реализация таких потенций предмета неизбежно будет носить нормативный характер.
Следующий подход (утилитарный) обоснован в исследованиях Дж.
Дьюи,
Р.Б.
Перри, которые полагают, что ценности целиком и полностью детерминированы потребностями и интересами человека.
Утилитарность позиции приводит к низведению свойств объектов до уровня удовлетворения сиюминутных « нужд человека.
Духовное содержание ценности исчезает, не реализовав своей возможности порождать смысл для всей человеческой жизни при этом создавая условия для реализации сущностных сил человека.
При таком подходе ценность понимается крайне узко.
Сам процесс воспитания ценностей становится


[стр.,225]

225 бессмысленным, т.к.
соответствие объективным потребностям субъекта свойств того или иного объекта происходит чаще всего непроизвольно в процессе его практической деятельности.
Однако необходимо учитывать, что позиция утилитарного подхода отражает один из главных аспектов ценностного отношения ценностное отношение всегда действительно тесно взаимосвязано с практической деятельностью человека, и при отсутствии должного «подкрепления» в окружающем мире оно пересматривается как уже не актуальный смысл.
В то же время предметная сфера данной категории не ограничивается исключительно практической значимостью.

Представители антропологического направления (М.С.
Каган, Л.
Н.
Столович, Р.
М.
Рогова,
А.
В.
Кирьякова, В.А.
Малахов, Н.З.
Чавчавадзе, А.М.
Воронина, О.М.
Панфилов, Б.
С.
Братусь, Б.И.
Додонов, Д.А.
Леонтьев, B.C.

Лазарев, Н.
В.
Коноплина и др.) рассматривают ценностное отношение в единстве отношения человека и окружающего мира,
как одну из главных форм (наряду с познавательным отношением) освоения им действительности.
«Ценность возникает и функционирует только на основе субъективно-объективного отношения, отношения «человек-предмет».
Ценность существует не
изолировано на одном из полюсов этого отношения, но только в рамках отношения этих полюсов.
Ценностное отношение является видом субъектно-объектного отношения, взаимосвязанного с практическими и познавательными отношениями» (55).
Такая позиция приводит исследователей (М.С.
Каган) к дополнению ценностного отношения наряду со значимостью и долженствованием другим определяющим аспектом мировоззренчески-смысловым, который обусловлен социокультурным контекстом.
Несмотря на полную зависимость содержания ценностных отношений от особенностей их субъекта (в том числе и цивилизации как субъекта), ценности обладают определенной независимостью (гл.
1, пар.
2).
Поэтому «ценность мечты может превосходить ценность наличного блага.
Да и это последнее ценно лишь постольку, поскольку оно таково, каким должно быть» (371).
Как след

[Back]