Проверяемый текст
Разбегаева Людмила Павловна. Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 22]

22 ношения, но только в рамках отношения этих полюсов.
Ценностное отношение является видом субъектно-объектного отношения, взаимосвязанного с практическими и познавательными отношениями»
[70].
Такая позиция приводит исследователей (М.С.Каган) к дополнению
ценностною отношения, наряду со значимостью и долженствованием, другим определяющим аспектом — мировоззренчески-смысловым, который обусловлен социокультурным контекстом.
Несмотря на полную зависимость содержания ценностных отношений от особенностей их субъекта (в том числе и цивилизации как субъекта), ценности обладают определенной независимостью.

Поэтому «ценность мечты может превосходить ценность наличного блага.
Да и это последнее ценно лишь постольку, поскольку оно таково, каким должно быть»
[139].
Как следствие, если какой-либо смысл возвышается до уровня ценности, то он тем самым обеспечивает себе право на собственное существование.
«Наделяя тот или иной объект статусом ценности, человек как бы субъективирует объект, признает за ним право на собственный "голос"»
[104].
Среди многообразных человеческих смыслов только ценности образуют систему, которая в дальнейшем способна регулировать жизнедеятельность людей, отдельных групп, наций, цивилизаций.

В этом заключается один из основных аспектов духовности ценности, ее надситуативность.
Ценности могут обладать самостоятельным смыслом и поэтому они образуют целый пласт в культурном наследии, определяют особенности мировоззрения.
Именно в силу данного признака ценности
и воспитание ценностных отношений напрямую связано с духовно-нравственным развитием личности обучаемого, с формированием его мировоззрения.
Способность ценностных отношений задавать смысл
духовнопракгичсской деятельности личности, с точки зрения психологических механизмов, характеризует Б.С.Братусь, оперируя категорией личностные ценности.
«Личностные ценности — это осознанные и принятые человеком самые
[стр. 225]

225 бессмысленным, т.к.
соответствие объективным потребностям субъекта свойств того или иного объекта происходит чаще всего непроизвольно в процессе его практической деятельности.
Однако необходимо учитывать, что позиция утилитарного подхода отражает один из главных аспектов ценностного отношения ценностное отношение всегда действительно тесно взаимосвязано с практической деятельностью человека, и при отсутствии должного «подкрепления» в окружающем мире оно пересматривается как уже не актуальный смысл.
В то же время предметная сфера данной категории не ограничивается исключительно практической значимостью.
Представители антропологического направления (М.С.
Каган, Л.
Н.
Столович, Р.
М.
Рогова, А.
В.
Кирьякова, В.А.
Малахов, Н.З.
Чавчавадзе, А.М.
Воронина, О.М.
Панфилов, Б.
С.
Братусь, Б.И.
Додонов, Д.А.
Леонтьев, B.C.
Лазарев, Н.
В.
Коноплина и др.) рассматривают ценностное отношение в единстве отношения человека и окружающего мира, как одну из главных форм (наряду с познавательным отношением) освоения им действительности.
«Ценность возникает и функционирует только на основе субъективно-объективного отношения, отношения «человек-предмет».
Ценность существует не изолировано на одном из полюсов этого отношения, но только в рамках отношения этих полюсов.
Ценностное отношение является видом субъектно-объектного отношения, взаимосвязанного с практическими и познавательными отношениями»
(55).
Такая позиция приводит исследователей (М.С.
Каган) к дополнению
ценностного отношения наряду со значимостью и долженствованием другим определяющим аспектом мировоззренчески-смысловым, который обусловлен социокультурным контекстом.
Несмотря на полную зависимость содержания ценностных отношений от особенностей их субъекта (в том числе и цивилизации как субъекта), ценности обладают определенной независимостью
(гл.
1, пар.
2).
Поэтому «ценность мечты может превосходить ценность наличного блага.
Да и это последнее ценно лишь постольку, поскольку оно таково, каким должно быть»
(371).
Как след

[стр.,226]

ствие, если какой-либо смысл возвышается до уровня ценности, то он, тем самым, обеспечивает себе право на собственное существование.
«Наделяя тот или иной объект статусом ценности человек как бы субъективирует объект, признает за ним право на собственный «голос»
(225).
Среди многообразных человеческих смыслов только ценности образуют систему, которая, в дальнейшем, способна регулировать жизнедеятельность людей, отдельных групп, наций, цивилизаций
(гл.
1, пар.
3).
В этом заключается один из основных аспектов духовности ценности, ее надситуативность.
Ценности могут обладать самостоятельным смыслом и поэтому они образуют целый пласт в культурном наследии, определяют особенности мировоззрения.
Именно в силу данного признака ценности
воспитание ценностных отношений напрямую связано с духовно-нравственным развитием личности ученика, формированием его мировоззрения.
Способность ценностных отношений задавать смысл
духовнопрактической деятельности личности с точки зрения психологических механизмов характеризует Б.С.
Братусь, оперируя категорией личностные ценности.
«Личностные ценности это осознанные и принятые человеком самые
общие смыслы жизни» (41).
Эти смыслы жизни каждый человек создает для себя сам, решая «задачу на смысл» (А.
Н.
Леонтьев).
На неизбежность этой задачи указывают и философы.
«Человек является творцом собственного смысла.
Объективные основания творения человеком собственного смысла существуют как «предписанная» человеку природой задача максимальной реализации его творческого потенциала» (55).
Таким образом, представители данного подхода при всем многообразии идей и точек зрения приходят к следующим выводам.
Во-первых, ценностные отношения и ценности не существуют независимо друг от друга, поэтому бытие ценностей вообще, без относительно человека и его духовно-практической деятельности просто не возможно.
Во-вторых, в ценностных отношениях отражается значимость свойств объекта для субъекта, которая является не только ис

[Back]