Проверяемый текст
Разбегаева Людмила Павловна. Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 23]

23 общие смыслы жизни» [25].
Эти смыслы жизни каждый человек создает для себя сам, решая «задачу на смысл» (А.
Н.
Леонтьев).
На неизбежность этой задачи указывают и философы.
«Человек является творцом собственного смысла.
Объективные основания творения человеком собственного смысла существуют как «предписанная» человеку природой задача максимальной реализации его творческого потенциала»
[70].
Таким образом, представители антропологического подхода при всем многообразии идей и точек зрения приходят к следующим выводам.
Вопервых.
ценностные отношения и ценности не существуют независимо друг от друга, поэтому бытие ценностей вообще безотносительно человека и его духовно-практической деятельности просто невозможно.
Во-вторых, в ценностных отношениях отражается значимость свойств объекта для субъекта, которая является не только источником
удовлетворения его сиюминутных нужд, но и задает «смысловое поле» (Б.С.Братусь) для всего многообразия форм человеческой активности.
В этом проявляется связь между ценностными отношениями и мировоззрением личности.
В-третьих, ценностное отношение к объекту является одним из главных форм его познания, познания как для человека, т.
е.
подлинно человеческого познания.
Теоретический анализ подходов к изучению ценностных отношений показывает, что большинством ученых признается
то, что отношения эти являются одной из форм освоения действительности человеком.
Развитие ценностного отношения тесно взаимосвязано со становлением личности, формированием ее мировоззрения, ценностного сознания.
Любой объект рассматривается человеком в единстве его сущности и значимости.
Вхождение человека в мир есть сложный процесс, в котором тесно переплетаются аксиологические и гносеологические аспекты его деятельности.
Ценностное отношение и деятельность образуют единое целое, которое существует благодаря детерминационной взаимосвязи между ценностным сознанием и ценностным отношением.

«...Сознание включается и вы
[стр. 226]

ствие, если какой-либо смысл возвышается до уровня ценности, то он, тем самым, обеспечивает себе право на собственное существование.
«Наделяя тот или иной объект статусом ценности человек как бы субъективирует объект, признает за ним право на собственный «голос» (225).
Среди многообразных человеческих смыслов только ценности образуют систему, которая, в дальнейшем, способна регулировать жизнедеятельность людей, отдельных групп, наций, цивилизаций (гл.
1, пар.
3).
В этом заключается один из основных аспектов духовности ценности, ее надситуативность.
Ценности могут обладать самостоятельным смыслом и поэтому они образуют целый пласт в культурном наследии, определяют особенности мировоззрения.
Именно в силу данного признака ценности воспитание ценностных отношений напрямую связано с духовно-нравственным развитием личности ученика, формированием его мировоззрения.
Способность ценностных отношений задавать смысл духовнопрактической деятельности личности с точки зрения психологических механизмов характеризует Б.С.
Братусь, оперируя категорией личностные ценности.
«Личностные ценности это осознанные и принятые человеком самые общие смыслы жизни» (41).
Эти смыслы жизни каждый человек создает для себя сам, решая «задачу на смысл» (А.
Н.
Леонтьев).
На неизбежность этой задачи указывают и философы.
«Человек является творцом собственного смысла.
Объективные основания творения человеком собственного смысла существуют как «предписанная» человеку природой задача максимальной реализации его творческого потенциала»
(55).
Таким образом, представители данного подхода при всем многообразии идей и точек зрения приходят к следующим выводам.
Во-первых, ценностные отношения и ценности не существуют независимо друг от друга, поэтому бытие ценностей вообще, без относительно человека и его духовно-практической деятельности просто не возможно.
Во-вторых, в ценностных отношениях отражается значимость свойств объекта для субъекта, которая является не только ис


[стр.,227]

227 точником удовлетворения его сиюминутных нужд, но и задает «смысловое поле» (Б.С.
Братусь) для всего многообразия форм человеческой активности.
В этом проявляется связь между ценностными отношениями и мировоззрением личности.
В-третьих, ценностное отношение к объекту является одним из главных форм его познания, познания как для человека, т.е.
подлинно человеческого познания.
Теоретический анализ подходов к изучению ценностных отношений показывает, что большинством ученых признается,
что они являются одной из форм освоения действительности человеком.
Развитие ценностного отношения тесно взаимосвязано со становлением личности, формированием ее мировоззрения, ценностного сознания.
Любой объект рассматривается человеком в единстве его сущности и значимости.
Вхождение человека в мир есть сложный процесс, в котором тесно переплетаются аксиологические и гносеологические аспекты его деятельности.
Ценностное отношение и деятельность образуют единое целое, которое существует благодаря детерминационной взаимосвязи между ценностным сознанием и ценностным отношением.

“...Сознание включается и выключается в зависимости от отношений..., которые складываются в самом процессе деятельности.
Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека.
Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат.
Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство” (293).
Анализируя сознание вообще, С.Л.
Рубинштейн указывает на то, что сознание определяется реальными отношениями человека.
Ценностное отношение предполагает как свой объект (что оценивается), так и субъект (кто оценивает).
Различение объективной и субъективной сторон ценностного отношения имеет принципиальное значение в теории ценности, различные аксиологические концепции исходят прежде всего из того или иного понимания соотношения ценностного объекта и ценностного сознания, ценности и оценки.

[Back]