Проверяемый текст
Разбегаева Людмила Павловна. Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 25]

25 средственно осваиваются через опенки, имеется возможность и иного постижения ценностей — аксиологического, основанного на анализе значений явлений, обладающих ценностью, и различных оценочных суждений.
При этом необходимо учитывать, что ценностные отношения являются основным пространством бытия ценностей, которые надситуативны относительно человеческой активности.
Чем более значима для человека ценность, тем более широкое смысловое поле задает ценностное отношение, тем
больше мотивов она структурирует вокруг реализации тех или иных свойств объекта.
Поэтому сознание как опережающее отражение,
как свойство мол а, которое позволяет человеку представлять то, что более всего напрямую связано с развитием ценностных отношений личности.
Ценностное отношение, зарождаясь благодаря сознанию, развивается также благодаря
нему.
Осознанная значимость объекта — это существенная сторона ценностного отношения к нему.

Образуясь в процессе практики, ценности в своем реальном содержании и функциональном значении для развития общества могут в полной мере и не осознаваться людьми.
Все сказанное не исключает влияния неосознаваемых отношений на ценностные отношения и личность в целом.
В то же время необходимо учитывать, что осознанное отношение в своем развитом устойчивом виде способно подчинять отношения неосознаваемые.
При таком понимании развития ценностных отношений становление личности предстает как становление, в первую очередь ее ценностного сознания, другими словами, становление «человеческого в человеке».
Ценности, возникающие в общественно-исторической практике, детерминируют ценностное сознание — оценки, вкусы, идеалы.
Ценностное сознание — это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме.
Различение ценности и ценностного сознания и решение проблемы их взаимоотношения имеют не чисто академический интерес и в
[стр. 228]

228 Так, сложность проблемы соотношения ценности и оценки заключается в том, что ценность мы воспринимаем главным образом через ее оценку.
Ценность и оценка образуют систему ценностного отношения.
Но означает ли это, что в системе «ценность оценка» оба ее компонента равнозначны? Оценка выступает инструментом определения меры ценности того или иного предмета или явления действительности и, вместе с тем, средством, способом выражения отношения к нему.
Оценки всегда субъективны, будучи обусловлены интересами и потребностями личности.
Если исходить из того, что оценка порождает ценность и равна ей, то в таком случае нельзя говорить ни о какой объективной ценности.
Невозможно так же судить об истинности или ложности самих оценок, ибо их не с чем сравнивать.
Приравнивание ценности к оценке, отождествление ценностного бытия и ценностного сознания ведет к признанию правомерности любых оценок, к снятию самой проблемы истинности оценки.
И хотя, действительно, ценности непосредственно осваиваются через оценки, имеется возможность и иного постижения ценностей аксиологического, основанного на анализе значений явлений, обладающих ценностью, и различных оценочных суждений.
При этом необходимо учитывать, что ценностные отношения являются основным пространством бытия ценностей, которые надситуативны относительно человеческой активности.
Чем более значима для человека ценность, тем более широкое смысловое поле задает ценностное отношение, тем
более мотивов она структурирует вокруг реализации тех или иных свойств объекта.
Поэтому сознание как опережающее отражение
позволяет человеку представлять то, что напрямую связано с развитием ценностных отношений личности.
Ценностное отношение, зарождаясь благодаря сознанию, развивается также благодаря
ему.
Осознанная значимость объекта это существенная сторона ценностного отношения к нему.


[стр.,229]

Образуясь в процессе практики, ценности в своем реальном содержании и функциональном значении для развития общества могут в полной мере и не осознаваться людьми.
Все сказанное не исключает влияния неосознаваемых отношений на ценностные отношения и личность в целом.
В то же время необходимо учитывать, что осознанное отношение в своем развитом устойчивом виде способно подчинять отношения неосознаваемые.
При таком понимании развития ценностных отношений становление личности предстает как становление в первую очередь ее ценностного сознания, другими словами становление «человеческого в человеке».
Ценности, возникающие в общественно-исторической практике, детерминируют ценностное сознание оценки, вкусы, идеалы.
Ценностное сознание это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме.
Различение ценности и ценностного сознания и решение проблемы их взаимоотношения имеют не чисто академический интерес и в
педагогике.
От решения этого вопроса зависит понимание критерия оценки, определение истинности и правильности ценностной нормы и идеала в конкретноисторической ситуации.
Такие критерии важнейшие ориентиры во всех видах педагогической деятельности, включая и формирование ценностного отношения.
Исследователи отмечают, что в процессе восприятия мира у человека формируется особая познавательно-эмоционально-волевая установка, позиция по отношению к каким-либо объектам действительности как к значимым и ценным.
Таким образом, ценностное отношение это одновременно и процесс восприятия, объяснения и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса как позиция человека по отношению к ценностям как к лично значимым.
Сформировавшееся отношение человека к определенным объектам действительности как к лично значимым опредмечивается им в дальнейшем в суждениях, чувствах, поступках, творчестве.
Их интерпретация и позволяет оп

[Back]