27 сти, а мировоззренческой позицией, свойством самого человека. Внешнее становится внутренним. В силу этого ценностное отношение, как взаимосвязь, регулирует, наряду с потребностями, мотивами, интересами, деятельность человека, определяет направленность личности. Данное понимание ценностного отношения, как психологического свойства личности, характеризующего субъективное принятие человеком общественных ценностей, обусловило изучение основных психологических проблем его формирования в связи с вопросами личностного развития обучаемого. Личностный смысл или «переживаемое понимание» ценности Рассматривая механизм формирования ценностного отношения человека к миру, ученые (Л.С.Выготский, Н.М.Гасанова, Л.И.Рувинский, В.А.Ядов и др.) отводят значительную роль в этом процессе ближайшему социальному окружению обучаемого. Они отмечают, что становление системы ценностных отношений личности начинается с первых лет жизни и является результатом интериоризации опыта взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. В основе принятия каких-либо фрагментов действительности, как лично значимых и ценных (В.В.Давыдов, А.Н.Лсонтьев, Л.И.Рувинский), лежит формирование в процессе деятельности их личностного смысла, а также способность человека к осознанию и оценке этого личностного смысла. А. И. Леонтьев считал, что личностный смысл так же объективно задан в структуре деятельности, как и отношение между целью и мотивом. «Конкретно-психологически такой сознательный смысл создается отраженным в голове человека объективным отношением того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат..., сознательный смысл выражает отношение мотива к цели» [96]. В более поздних психологических исследованиях этот вывод А.Н.Леонтьева был уточнен. Со ссылкой на знаковую теорию деятельности |
230 ределить, что человек считает значимым и почему именно это является для него ценным. Психологией ценностные отношения личности рассматриваются как ее интегральная характеристика с точки зрения активного взаимодействия с окружающим миром. Отношение личности в психологии принято считать ценностным, если сознательно выбранный объект, на который отношение направлено, является объективной общественной ценностью, и, если в своих эмоциональноинтеллектуальных реакциях на данный объект, личность дает ему положительную оценку. В этом случае ценностное отношение как взаимосвязь содержит в себе мировоззренчески значимые свойства объекта, т.е. те, от которых зависит развитие человека как носителя свойственных только ему существенных родовых черт. Поэтому, освоив объект с позиции не только его сущности, но и с позиции его значимости, он развивает в себе ценностное отношение к нему. Само ценностное отношение является уже не просто отражением значимости, а мировоззренческой позицией, свойством самого человека. Внешнее становится внутренним. В силу этого ценностное отношение как взаимосвязь регулирует наряду с потребностями, мотивами, интересами деятельность человека, определяет направленность личности. Данное понимание ценностного отношения как психологического свойства личности, характеризующего субъективное принятие человеком общественных ценностей, обусловило изучение основных психологических проблем его формирования в связи с вопросами личностного развития ребенка. Рассматривая механизм формирования ценностного отношения человека к миру, ученые (Л. С. Выготский, Н. М. Гасанова, Л. И. Рувинский, В. А. Ядов и др.) отводят значительную роль в этом процессе ближайшему социальному окружению ребенка. Они отмечают, что становление системы ценностных отношений личности начинается с первых лет жизни и является результатом инте риоризации опыта взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. В основе принятия каких-либо фрагментов действительности как лично значимых и ценных (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. И. Рувинский), лежит формирование в процессе деятельности их личностного смысла, а также способность человека к осознанию и оценке этого личностного смысла. А. Н. Леонтьев считал, что личностный смысл также объективно задан в структуре деятельности, как и отношение между целью и мотивом. «Конкретно-психологически такой сознательный смысл создается отраженным в голове человека объективным отношением того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат ... сознательный смысл выражает отношение мотива к цели» (203). В более поздних психологических исследованиях этот вывод был уточнен. С учетом знаковой теории деятельности Л. С. Выготского, поясняется, что в основе выяснения человеком личностного смысла объекта лежит его интерпретация как знака (112). При формировании личностного смысла имеет место преломление объективных значений в психическом мире человека, в его мировоззрении, убеждениях, чувствах. Следовательно, личностный смысл формируется в ценностно ориентационной деятельности. Она включает не только оценочные суждения личности, сколько является психологическим механизмом, который обусловливает формирование мотивов ценностного выбора. Оценка личностного смысла объекта представляет собой единство знаний и переживаний, «эмоционально-интеллектуальный комплекс осознанности». Оценка может замкнуться на интеллектуальном компоненте, если предметом понимания являются внутриобъектные связи явления, его «внутриобъектный смысл», а не само взаимодействие субъекта с объектом, т. е. «внешнеобъектный смысл» (296). Человек может понимать научный факт, но не переживать его знание. Только в случае, если взаимодействие с данным объектом имеет для |