28 Л.С.Выготского поясняется, что в основе выяснения человеком личностного смысла объекта лежит его интерпретация как знака 154]. При формировании личностного смысла имеет место преломление объективных значений в психическом мире человека, в его мировоззрении, убеждениях, чувствах. Следовательно, личностный смысл формируется в ценностно-ориентационной деятельности. Она включает не только оценочные суждения личности, сколько является психологическим механизмом, который обусловливает формирование мотивов ценностного выбора. Оценка личностного смысла объекта представляет собой единство знаний и переживаний, «эмоционально-интеллектуальный комплекс осознанности». Оценка может замкнуться на интеллектуальном компоненте, если предметом понимания являются внутриобъектные связи явления, его «внутриобъектный смысл», а не само взаимодействие субъекта с объектом, т.е. «внешиеобъекгный смысл» [226]. Человек может понимать научный факт, но не переживать его знание. Только в случае, если взаимодействие с данным объектом имеет для субъекта личностный смысл, у него возникает эмоциональное отношение к данному объекту. Исходя из этого, логично будет сделать вывод о том, что при формировании ценностного отношения необходимо создавать условия для установления обучаемыми связей между изучаемым материалом и их собственной жизнью, стимулировать процесс осознания и оценки ими личностного смысла ценностей и формировать у них «переживаемое понимание» этих ценностей. Особую важность для данного исследования имеют выявленные Л.И.Рувинским факторы, препятствующие формированию переживаемого понимания какого-либо фрагмента действительности. Среди них: абстрактный характер значения объекта, не позволяющий субъекту представить возможные варианты взаимоотношений с объектом, вследствие чего объект нс приобретает для субъекта личностного смысла; неясность понимания сушно |
риоризации опыта взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. В основе принятия каких-либо фрагментов действительности как лично значимых и ценных (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. И. Рувинский), лежит формирование в процессе деятельности их личностного смысла, а также способность человека к осознанию и оценке этого личностного смысла. А. Н. Леонтьев считал, что личностный смысл также объективно задан в структуре деятельности, как и отношение между целью и мотивом. «Конкретно-психологически такой сознательный смысл создается отраженным в голове человека объективным отношением того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат ... сознательный смысл выражает отношение мотива к цели» (203). В более поздних психологических исследованиях этот вывод был уточнен. С учетом знаковой теории деятельности Л. С. Выготского, поясняется, что в основе выяснения человеком личностного смысла объекта лежит его интерпретация как знака (112). При формировании личностного смысла имеет место преломление объективных значений в психическом мире человека, в его мировоззрении, убеждениях, чувствах. Следовательно, личностный смысл формируется в ценностно ориентационной деятельности. Она включает не только оценочные суждения личности, сколько является психологическим механизмом, который обусловливает формирование мотивов ценностного выбора. Оценка личностного смысла объекта представляет собой единство знаний и переживаний, «эмоционально-интеллектуальный комплекс осознанности». Оценка может замкнуться на интеллектуальном компоненте, если предметом понимания являются внутриобъектные связи явления, его «внутриобъектный смысл», а не само взаимодействие субъекта с объектом, т. е. «внешнеобъектный смысл» (296). Человек может понимать научный факт, но не переживать его знание. Только в случае, если взаимодействие с данным объектом имеет для 232 субъекта личностный смысл, у него возникает эмоциональное отношение к данному объекту. Исходя из этого, логично будет сделать вывод о том, что при формировании ценностного отношения необходимо создавать условия для установления школьниками связей между изучаемым материалом и их собственной жизнью, стимулировать процесс осознания и оценки ими личностного смысла ценностей и формировать у них «переживаемое понимание» этих ценностей. Особую важность для данного исследования имеют выявленные Л. И. Рувинским факторы, препятствующие формированию переживаемого понимания какого-либо фрагмента действительности. Среди них: абстрактный характер значения объекта, не позволяющий субъекту представить возможные варианты взаимоотношений с объектом, вследствие чего объект не приобретает для субъекта личностный смысл; неясность понимания сущности объекта; противоречивость и столкновение в сознании человека разных оценок личностного смысла. Личностный смысл, выражающий отношение субъекта к объекту, опредмечивается человеком в различных знаковых формах: суждениях, образах, символах, поступках. Несмотря на различия, все они содержат два вида информации. Во-первых, это объективная информация о том, что человек знает, видит, понимает, представляет. Во-вторых, информация о его внутренних состояниях, о его отношении к объективным знаниям. Кроме того, в объекте ценностного отношения человек оценивает не только его наличные, очевидные свойства, но также и те «услуги» (О.Г. Дробницкий), которые еще только предстоит освоить. Эти потенциальные возможности объекта побуждают его активность, обуславливая определенную духовно-практическую деятельность личности. Ценность объекта, в силу этого, приобретает мировоззренческую значимость, которая отлична от значимости утилитарной. Свойства объекта ценностного отношения наполняются человеком личностным смыслом, содержание которого «выстраивает» продолжительную |