Проверяемый текст
Разбегаева Людмила Павловна. Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 29]

29 сти объекта, противоречивость и столкновение в сознании человека разных оценок личностного смысла.
Личностный смысл, выражающий отношение субъекта к объекту, опредмечивается человеком в различных знаковых формах: суждениях, образах, символах, поступках.
Несмотря на различия,
вес они содержат два вида информации.
Во-первых, это объективная информация о том, что человек знает, видит, понимает, представляет.
Во-вторых, информация о его внутренних состояниях, о его отношении к объективным знаниям.
Кроме того, в объекте ценностного отношения человек оценивает не только его наличные, очевидные свойства, но также и те «услуги» (О.Г.Дробницкий), которые еще только предстоит освоить.
Эти потенциальные возможности объекта побуждают его активность,
обусловливая определенную духовно-практическую деятельность личности.
Ценность объекта в силу этого приобретает мировоззренческую значимость, которая отлична от значимости утилитарной.
Свойства объекта ценностного отношения наполняются человеком личностным смыслом, содержание которого «выстраивает» продолжительную
жизненную перспектив, структурирует его активность.
Поэтому развитие ценностного отношения предполагает смыслотворчество.
Какие объекты ценит человек, какие их свойства он ценит более всего? Все это определяет сущность его личности,
ею направленность, содержание его духовно-практической деятельности.
В ценностном отношении, прежде всего, отражается общественная жизнь, социальная действительность,
оно культурно-исторически обусловлено.
Однако в ценностном отношении получают свое выражение аспекты социокультурного опыта качественно иного масштаба, нежели в других отношениях человека.
Раскрывающаяся в ценностном отношении значимость общественного предмета проецируется не столько на конкретного субъекта (суммы субъектов), сколько на всю данную социальную общность как на единого субъекта, а через нее уже на каждого человека.
Значение и роль цен
[стр. 232]

232 субъекта личностный смысл, у него возникает эмоциональное отношение к данному объекту.
Исходя из этого, логично будет сделать вывод о том, что при формировании ценностного отношения необходимо создавать условия для установления школьниками связей между изучаемым материалом и их собственной жизнью, стимулировать процесс осознания и оценки ими личностного смысла ценностей и формировать у них «переживаемое понимание» этих ценностей.
Особую важность для данного исследования имеют выявленные Л.
И.
Рувинским факторы, препятствующие формированию переживаемого понимания какого-либо фрагмента действительности.
Среди них: абстрактный характер значения объекта, не позволяющий субъекту представить возможные варианты взаимоотношений с объектом, вследствие чего объект не приобретает для субъекта личностный смысл; неясность понимания сущности объекта; противоречивость и столкновение в сознании человека разных оценок личностного смысла.
Личностный смысл, выражающий отношение субъекта к объекту, опредмечивается человеком в различных знаковых формах: суждениях, образах, символах, поступках.
Несмотря на различия,
все они содержат два вида информации.
Во-первых, это объективная информация о том, что человек знает, видит, понимает, представляет.
Во-вторых, информация о его внутренних состояниях, о его отношении к объективным знаниям.
Кроме того, в объекте ценностного отношения человек оценивает не только его наличные, очевидные свойства, но также и те «услуги» (О.Г.
Дробницкий), которые еще только предстоит освоить.
Эти потенциальные возможности объекта побуждают его активность,
обуславливая определенную духовно-практическую деятельность личности.
Ценность объекта, в силу этого, приобретает мировоззренческую значимость, которая отлична от значимости утилитарной.
Свойства объекта ценностного отношения наполняются человеком личностным смыслом, содержание которого «выстраивает» продолжительную


[стр.,233]

233 жизненную перспективу, структурирует его активность.
Поэтому развитие ценностного отношения предполагает смыслотворчество.
Какие объекты ценит человек, какие их свойства он ценит более всего, все это определяет сущность его личности,
его направленность, содержание его духовно-практической деяш тельности.
В ценностном отношении, прежде всего, отражается общественная жизнь, социальная действительность,
они культурно исторически обусловлены.
Однако в ценностном отношении получают свое выражение аспекты социокультурного опыта качественно иного масштаба, нежели в других отношениях человека.
Раскрывающаяся в ценностном отношении значимость общественного * предмета проецируется не столько на конкретного субъекта (суммы субъектов), сколько на всю данную социальную общность как на единого субъекта, а через нее уже на каждого человека.
Значение и роль ценности
объекта, ее относительная истинность устанавливается, исходя из модели «должного будущего», которая создается данной социальной общностью.
Этот признак определяет социальный и общечеловеческий смысл ценностного отношения, его надситуативность относительно потребностей, интересов, личностных смыслов субъекта.
Общество «скрепляется» не мотивами или потребностями, а, прежде всего, духовными ценностями, идеями, которые создаются, формулируются, транслируются и присваиваются его членами.
Ценностные отношения для развивающейся личности неразрывно связаны с идентификацией ею своего Я, с соотнесением своего Я с той или иной социальной группой, с Отечеством, человечеством.
Вместе с тем, ценностные отношения, сохраняя в своей основе субъект* объектное отношение значимости, являются результатом взаимодействия ценностных аспектов объекта с развивающейся активно действующей личностью, способствуют удовлетворению потребности человека быть личностью, потребности в персонализации.
Таким образом, ценностные отношения правомерно

[Back]