Проверяемый текст
Разбегаева Людмила Павловна. Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 34]

34 на позиции М.С.Кагана, утверждающего, что «эмоции, сопровождающие процесс познания, не являются его опорной базой, но в то же время они играют роль именно опорной базы» [67.
С.
160], признается бесспорным тот факт, что объекты (ценности) приобретают для человека субъективную значимость только в
том случае, если происходит оценивание их личностного смысла и с этим связаны соответствующие переживания.
Таким образом, основным результатом оценочной деятельности является осознание ценности объектов социальной действительности и, тем самым, становление ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации и социальная установка • В дисциплинах психолого-педагогического цикла сущность ценностных ориентаций выявляется, в основном, через категории: «социальная установка», «ценностное отношение», «личностный смысл», «нравственная позиция» и т.
д.
Содержание ценностных ориентаций личности через категорию
«социальная установка» раскрывается в ранних работах социальнопсихологического направления А.
Здравомыслова и В.
Ядова
[63.
С.
190— 201].
Эти исследователи считают, что ценностные ориентации представляют собой тот компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.

Ими высказано мнение о том, что понятие «ценностные ориентации» весьма близко к употребляемой в трудах Д.Н.Узнадзе категории «установка», понимаемой как «специфическое состояние, возникающее в субъекте в случаях наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения...
»
1100.
С.
36].
В более поздней работе А.Здравомыслов и В.Ядов справедливо
отмстили, что само понятие «ценностные ориентации» Д.И.Узнадзе не рассматривается, хотя «по содержанию его концепции ценностные ориентации можно было охарактеризовать как психологические установки на определенный тип поведения в конкретной ситуации» (Там же).
В дальнейшем А.Здравомыслов и В.Ядов пришли к
«ра
[стр. 237]

237 хологии ценности представляют собой как бы функциональные качества объективных предметов и явлений действительности, которые удовлетворяют либо содействуют удовлетворению потребностей людей.
С этой позиции психологическая наука более содержательно и дифференцированно, нежели философия или социология, подходит к анализу особенностей принятия человеком тех или иных ценностей социальной действительности.
Специфичность осознания человеком объектов социальной действительности предполагает наличие для этого особых психологических механизмов.
В этом случае на первый план выступает такой вид психического процесса как оценочная деятельность человека, направленная не только на усвоение и осознание объективно-содержательной стороны объекта или предмета, но и на оценку их свойств с точки зрения их необходимости, полезности для удовлетворения потребностей и интересов личности, для реализации целей ее деятельности.
Особое внимание в психологии, как известно, уделяется особенностям определения предмета оценочной деятельности, т.
е.
моменту, касающемуся соотношения объективного и субъективного в оценке.
Необходимость решения этого вопроса обусловлена особенностями предмета деятельности, отмеченными А.
Н.
Леонтьевым: ’’...предмет деятельности выступает двояко: первично в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может” (204, С.
84).
Большое внимание в психологической науке уделяется и вопросу о роли потребностей и эмоций личности в оценочной деятельности.
Основываясь на позиции М.
С.
Кагана, утверждающего, что “эмоции, сопровождающие процесс познания, не являются его опорной базой, но в то же время они играют роль именно опорной базы” (156, С.
160), признается бесспорным тот факт, что объекты (ценности) приобретают для человека субъективную значимость только в


[стр.,238]

238 том случае, если происходит оценивание их личностного смысла и соответствующие переживания.
Таким образом, основным результатом оценочной деятельности является осознание ценности объектов социальной действительности и, тем самым, ста* новление ценностных ориентаций.

В дисциплинах психолого-педагогического цикла сущность ценностных ориентаций
раскрывается в основном через категории: '‘социальная установка”, “ценностное отношение”, “личностный смысл”, “нравственная позиция” и т.
д.
Содержание ценностных ориентаций личности через категорию
“социальная установка” раскрывается в ранних работах социально-психологического ^ направления А.
Здравомыслова и В.
Ядова
(133, С.
190-201).
Эти исследователи считают, что ценностные ориентации представляют собой тот компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.

Они высказали мнение, что понятие “ценностные ориентации” весьма близко к употребляемой в трудах Д.
Н.
Узнадзе категории
“установка”, понимаемой, как: “специфическое состояние, возникающее в субъекте в случаях наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения...” (212, с.
36).
В более поздней работе А.
Здравомыслов и В.
Ядов справедливо
отметили, что само понятие “ценностные ориентации” Д.
Н.
Узнадзе не рассматривается, хотя “по содержанию его концепции ценностные ориентации можно было охарактеризовать как психологические установки на определенный тип поведения в конкретной ситуации” (212, с.
36).
В дальнейшем А.
Здравомыслов и В.
Ядов пришли к
“работающему” в их системе функциональному определению ценностных ориентаций: основная функция ценностных ориентаций регулирование поведения как осознанного действия в определенных социальных усло» виях” (212, с.
38).
Однако, следует подчеркнуть, что данное определение применимо только при выявлении некоторых механизмов социальной регуляции поведения лич

[Back]