Проверяемый текст
Разбегаева Людмила Павловна. Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 35]

35 ботающсму» в их системе функциональному определению ценностных ориентаций: «...основная функция ценностных ориентаций —регулирование поведения как осознанною действия в определенных социальных условиях» (Там же.
С.
38).
Однако следует подчеркнуть, что данное определение применимо только при выявлении некоторых механизмов социальной регуляции поведения личности,
ведь функции регулирования поведения выполняют также цели, мотивы, интересы и другие модификации мотивационной сферы личности.
В 1980-х
годах в научной литературе зафиксировано еще одно функциональное определение ценностных ориентаций, согласно которому ценностные ориентации — это «психологический механизм, с помощью которого формируются особенности и характер ценностного отношения» [89.
С.
8].
Тогда содержание ценностных ориентаций подразумевает наличие не столько оценочных суждений личности относительно субъектов социальной действительности, сколько определенный тип оценочной ориентировочной деятельности в определенном классе ценностей.
Эта ориентировка является тем психологическим механизмом, который и
обусловливает формирование мотивов ценностного выбора.
Она может осуществляться на основе либо научной, либо социальной адекватной оценки объектов действительности, или оценки, сформировавшейся под воздействием узко житейского эмпирического опыта человека.
Понимание ценностных ориентаций как психологического механизма формирования взаимоотношений личности с социальными условиями их жизнедеятельности не исключает возможности рассмотрения ценностных ориентаций как
одного из центральных психологических новообразований в структуре личности.
[стр. 238]

238 том случае, если происходит оценивание их личностного смысла и соответствующие переживания.
Таким образом, основным результатом оценочной деятельности является осознание ценности объектов социальной действительности и, тем самым, ста* новление ценностных ориентаций.
В дисциплинах психолого-педагогического цикла сущность ценностных ориентаций раскрывается в основном через категории: '‘социальная установка”, “ценностное отношение”, “личностный смысл”, “нравственная позиция” и т.
д.
Содержание ценностных ориентаций личности через категорию “социальная установка” раскрывается в ранних работах социально-психологического ^ направления А.
Здравомыслова и В.
Ядова (133, С.
190-201).
Эти исследователи считают, что ценностные ориентации представляют собой тот компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.
Они высказали мнение, что понятие “ценностные ориентации” весьма близко к употребляемой в трудах Д.
Н.
Узнадзе категории “установка”, понимаемой, как: “специфическое состояние, возникающее в субъекте в случаях наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения...” (212, с.
36).
В более поздней работе А.
Здравомыслов и В.
Ядов справедливо отметили, что само понятие “ценностные ориентации” Д.
Н.
Узнадзе не рассматривается, хотя “по содержанию его концепции ценностные ориентации можно было охарактеризовать как психологические установки на определенный тип поведения в конкретной ситуации” (212, с.
36).
В дальнейшем А.
Здравомыслов и В.
Ядов пришли к “работающему” в их системе функциональному определению ценностных ориентаций: основная функция ценностных ориентаций регулирование поведения как осознанного действия в определенных социальных усло» виях” (212, с.
38).
Однако, следует подчеркнуть, что данное определение применимо только при выявлении некоторых механизмов социальной регуляции поведения лич


[стр.,239]

239 ности, ведь функции регулирования поведения выполняют также цели, мотивы, интересы и другие модификации мотивационной сферы личности.
В 1980-х
гг.
в научной литературе было зафиксировано еще одно функциональное определение ценностных ориентаций, согласно которому ценностные ориентации это “психологический механизм, с помощью которого формируются особенности и характер ценностного отношения” (191, С.
8).
Тогда содержание ценностных ориентаций подразумевает наличие не столько оценочных суждений личности относительно субъектов социальной действительности, сколько определенный тип оценочной ориентировочной деятельности в определенном классе ценностей.
Эта ориентировка является тем психологическим механизмом, который и
обуславливает формирование мотивов ценностного выбора.
Она может осуществляться на основе либо научной, либо социальной адекватной оценки объектов действительности, или оценки, сформировавшейся под воздействием узко житейского эмпирического опыта человека.
Понимание ценностных ориентаций как психологического механизма формирования взаимоотношений личности с социальными условиями их жизнедеятельности, не исключает возможности рассмотрения ценностных ориентаций как
од♦ ного из центральных психологических новообразований в структуре личности.
В концепциях, определяющих психологическую структуру личности, раскрывается взаимосвязь ценностных ориентаций с другой категорией, а именно, с “направленностью” личности на ценности.
Взаимосвязь этих категорий раскрывается двояко.
Б.
Г.
Ананьев в рамках своей концепции подчеркивает, что многообразие связей личности с обществом в целом или с различными социальными группами определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств, ее внутренний мир.
Причем, из множества * социальных ролей, установок, ценностных ориентаций, лишь некоторые входят в структуру личности.
Считается, что ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль “стратегической” линии поведения, функции интегратора различных форм деятельности человека и, в связи с этим выдвига

[Back]