Проверяемый текст
Разбегаева Людмила Павловна. Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 40]

40 — социально-ценных умений, ориентированных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения [105.
С.
12].
Несколько иначе рассматривается взаимосвязь категорий
«ценностные ориентации» и «направленность личности» в исследовании П.Р.Игнатенко, где ценностные ориентации понимаются как направленность личности на общественные ценности в соответствии с ее конкретными потребностями.
При этом автор считает, что ценностные ориентации проявляются в наличии
у обучаемого потребности в определенной ценности; в интересах, указывающих, в какой степени ценности могут удовлетворять потребность, связанную с ними; в мотивах, побуждающих целенаправленность действий относительно этих ценностей; в целях, представляющих собой же конкретные ценности, на которые ориентируются обучаемые.
В ряде исследований, раскрывающих деятельностные аспекты отдельных личностных образований, под ценностными ориентациями понимается
«система установок и отношений личности к ценностям» [103.
С.
14].
При этом структура ценностных
ориентации включает два компонента: собственно деятельностный и содержательный.
Первый содержит ценностные представления личности об определенных сферах деятельности, во втором раскрываются особенности
«ценностных представлений личности о тех аспектах жизнедеятельности, с которыми связывается значимость этих сфер деятельности».
Подобная трактовка сущности ценностных ориентаций представляется недостаточно операциональной.
Особую значимость представляют сущностные характеристики ценностных ориентаций, выявленные в исследованиях представителей научной школы М.Г.Казакиной
[28; 68].
Опираясь на психологическую теорию отношений, разработанную В.Н.Мясищевым,
утверждавшим, что «психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, отношения отдельных лю
[стр. 243]

ми социально-нравственными образованиями: убеждениями, идеалами, ярко выраженными планами и ценностными ориентациями.
То есть, ценностные ориентации в данном случае это величина, характеризующая направленность личности, одна из ее составляющих.
В свою очередь, Т.
Н.
Мальковская, полагая, что ценностные ориентации личности оказывают доминирующее влияние на формирование соответствующей “ценностной” направленности социальной активности школьников, выделяет три важнейших аспекта их создания: формирование многосторонней ценностной ориентации, отвечающей современному этапу общественно-экономического развития общества; формирование у школьников опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности на основе сложившихся мировоззренческих принципов; формирование у школьников социально-ценных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения (227 , С.
12).
Несколько иначе рассматривается взаимосвязь категорий
“ценностные ориентации” и “направленность личности” в исследовании П.
Р.
Игнатенко, где ценностные ориентации понимаются как направленность личности на общественные ценности в соответствии с ее конкретными потребностями.
При это автор считает, что ценностные ориентации проявляются в наличии
потребности у школьника в определенной ценности; в интересах, указывающих, в какой степени ценности могут удовлетворять потребность, связанную с ними; в мотивах, побуждающих целенаправленность действий относительно этих ценностей; в целях, представляющих собой же конкретные ценности, на которые ориентируются учащиеся.
В ряде исследований, раскрывающих деятельностные аспекты отдельных личностных образований, под ценностными ориентациями понимается
“система установок и отношений личности к ценностям” (224, С.
14).
При этом структура ценностных
ориентаций включает два компонента: собственно деятельно

[стр.,244]

стный и содержательный.
Первый содержит ценностные представления личности об определенных сферах деятельности, во втором раскрываются особенности
“ценностных представлений личности о тех аспектах жизнедеятельности, с которыми связывается значимость этих сфер деятельности”.
Подобная трактовка сущности ценностных ориентаций представляется недостаточно операциональной.
Особую значимость представляют сущностные характеристики ценностных ориентаций, выявленные в исследованиях представителей научной школы М.
Г.
Казакиной
(20; 157).
Опираясь на психологическую теорию отношений, разработанную В.

Мясищевым, утверждавшим, что “психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, отношения отдельных людей определены обобщенными отношениями, которые выражаются и отражаются в отдельных поступках и во всей деятельности человека, т.
е.
человек ...
является тем самым продуктом общественных отношений” (244), исследователи пришли к выводу, что ценностные ориентации это, с одной стороны, “ интегративное образование, характеризующее целостную личность, ее направленность” (157, С.
10), с другой стороны, ценностные ориентации представляют собой “ценностное отношение к социально-нравственным явлениям общества, которое означает, что объективные ценности осознаются и переживаются как потребности, мотивирующие настоящее поведение и программирующее будущее” (157, С.
10).
Данные выводы разделяются автором настоящего исследования, а ценностные ориентации и ценностные отношения трактуются на уровне личностных образований как идентичные.
Понимание ценностных отношений как структурной единицы опыта ценностного самоопределения, инвариант структурно-функциональной модели ценностных ориентаций и ценностных отношений, рассматриваемых как сложные личностные образования, позволяет предположить, что в структуре лично

[Back]