42 Ценностные отношении и личность обучаемых, или функции как «слепок» структуры Инвариант структурно-функциональной модели ценностных ориентаций и ценностных отношений курсантов военных вузов, рассматриваемых как сложные личностные образования, позволяет предположить, что в структуре личности обучаемого они выполняют следующие функции. Вопервых, это эвристическая функция. Образовательный процесс высшей военной школы предусматривает не репродуктивное усвоение узкопрофессиональных знаний обучаемыми, а глубокое осмысление курсантом не только систематизированной информации комплекса профессиональных и общеобразовательных дисциплин творческое самовыражение к самому процессу обучения. Процесс творчества подчиняется многим закономерностям: социальным, психологическим, нравственным, эстетическим. Ценностное отношение и ценностная ориентация выполняют эвристическую функцию и в труде, и в научном познании, и в общении с природой и т. д. Во-вторых, осуществляется предметно-практическая функция, т.к. рассматриваемые личностные образования всегда предметны и ориентированы на практику, представляют собой объективированный принцип активности личности (В.Н.Мясищев), пронизывают всякую социально значимую деятельность человека. В деятельности человек ставит различные цели, реализуя ценностное отношение к миру. Механизм функционирования в деятельности ценностного отношения и ценностной ориентации позволяет личности действовать активно и целесообразно. Эта функция проявляется в самой направленности личности курсанта, осознанно сделавшего свой профессиональный выбор и связавшего свою жизнь с Армией. В-третьих, реализуется регулятивно-нормативная функция, способствующая обеспечению качества, совершенства и целостности деятельности личности в существующей социальной среде. Эта функция связана с построением каждым человеком социально-ориентированной системы кризе |
стный и содержательный. Первый содержит ценностные представления личности об определенных сферах деятельности, во втором раскрываются особенности “ценностных представлений личности о тех аспектах жизнедеятельности, с которыми связывается значимость этих сфер деятельности”. Подобная трактовка сущности ценностных ориентаций представляется недостаточно операциональной. Особую значимость представляют сущностные характеристики ценностных ориентаций, выявленные в исследованиях представителей научной школы М. Г. Казакиной (20; 157). Опираясь на психологическую теорию отношений, разработанную В. Мясищевым, утверждавшим, что “психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, отношения отдельных людей определены обобщенными отношениями, которые выражаются и отражаются в отдельных поступках и во всей деятельности человека, т. е. человек ... является тем самым продуктом общественных отношений” (244), исследователи пришли к выводу, что ценностные ориентации это, с одной стороны, “ интегративное образование, характеризующее целостную личность, ее направленность” (157, С. 10), с другой стороны, ценностные ориентации представляют собой “ценностное отношение к социально-нравственным явлениям общества, которое означает, что объективные ценности осознаются и переживаются как потребности, мотивирующие настоящее поведение и программирующее будущее” (157, С. 10). Данные выводы разделяются автором настоящего исследования, а ценностные ориентации и ценностные отношения трактуются на уровне личностных образований как идентичные. Понимание ценностных отношений как структурной единицы опыта ценностного самоопределения, инвариант структурно-функциональной модели ценностных ориентаций и ценностных отношений, рассматриваемых как сложные личностные образования, позволяет предположить, что в структуре лично 245 сти старшеклассника они выполняют следующие функции: во-первых, это эвристическая функция. Процесс творчества подчиняется многим закономерностям: социальным, психологическим, нравственным, эстетическим. В частности в нем сильны эстетические оценки и мотивы творчества. В этом смысле ценностная ориентация и ценностное отношение представляют собой объективированный принцип творчества, т. е. они не просто сопутствует творчеству, но и прямо в нем выражается. Механизм функционирования данных личностных образований в творчестве позволяет каждому человеку заново открывать для себя мир, внутренне обогащает его, полнее раскрывает его способности. И этот процесс вовсе неоднозначно связан с искусством. Ценностное отношение и # ориентация выполняют эвристическую функцию и в труде, и в научном познании, и в общении с природой и т. д. Во-вторых, выполняется предметно-практическая функция, так как рассматриваемые личностные образования всегда предметны и ориентированы на практику, представляют собой объективированный принцип активности личности (В. Н. Мясищев), пронизывают всякую социально-значимую деятельность человека. В деятельности он ставит различные цели, реализуя ценностное отношение к миру. Механизм функционирования в деятельности ценностного отношения и ориентации позволяет личности действовать активно и целесообразно. В-третьих, реализуется регулятивно-нормативная функция, способствующая обеспечению качества, совершенства и целостности деятельности. Механизм функционирования рассматриваемых личностных образований связан с построением каждым человеком социально ориентированной системы критериев и норм, регулирующих его деятельность. Ценностное отношение и • ориентация одновременно и нормативны (выполняют разнообразные регулятивные функции в структуре деятельности личности), и оригинальны, нестандартны (выполняют эвристические функции в структуре деятельности). |