Проверяемый текст
Разбегаева Людмила Павловна. Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 44]

Указанные функции характерны для системы ценностных отношений и ценностных ориентаций курсантов военных вузов в целом.
Следует отмстить, что перечисленные функции нс претендуют на полный охват того влияния, которое данные личностные образования оказывают на развитие личности учащегося в целом.
Это определяется сложностью самой природы их функционирования.
Вместе с тем выделенные
выше функции отражают наличие существенных связей между ними и личностью обучаемого, поэтому могут служить той моделью, которая в абстрактном виде вычленяет эти связи.
Выделение вышеназванных функций можно рассматривать как одну из ступеней в познании сущности этих личностных образований.
Наряду с определенной автономией, функции предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
Роль функций не однозначна, степень проявления каждой из них в конкретном случае зависит от ряда факторов: от степени
сформирован! юсти знаний о ценности, на основе которых происходит формирование ценностных ориентаций и ценностных отношений учащихся, от условий, влияющих на их формирование.
Наряду с функциями, сущность личностных образований раскрывается в ее структуре.
В поиске подходов к структурированию ценностной ориентации и
ценностного отношения исходным являлось положение о том, что функция порождается структурой [136.
С.
631), является непременным условием ее существования.
Поэтому функции исследуемых личностных образований в некоторой степени служат как бы отражением, «слепком» их структуры.

1.3.
Психолого-педагогический анализ развития личности курсанта и его социально-психологических установок Методология и методика прикладного психолого-педагогического исследования любого социального явления образовательных систем в качестве
[стр. 246]

В-четвертых, познавательно-прогностическая функция определяет направленность целеполагающей деятельности личности, ее идеалы.
Ценностное отношение и ориентация, фиксируя понимание степени приближения к совершенству, включают в себя представления об идеале и тем самым отчасти прогнозируют деятельность личности.
Механизм функционирования данных личностных образований в этом плане раскрывается через создание идеала и реализацию его в деятельности.
В-пятых, эти личностные образования выполняют социально-культурную функцию, и предметно, и духовно определяя среду социального и культурного бытия человека.
Они представляют поэтому существенный момент функционирования культуры общества, выступают как фактор культурного развития.
Указанные функции характерны для системы ценностных отношений и
ориентаций в целом.
Следует отметить, что перечисленные функции не претендуют на полный охват того влияния, которое данные личностные образования оказывают на развитие личности учащегося в целом.
Это определяется сложностью самой природы их функционирования.
Вместе с тем, выделенные
функции отражают наличие существенных связей между ними и личностью учащегося, поэтому могут служить той моделью, которая в абстрактном виде вычленяет эти связи.
Выделение вышеназванных функций можно рассматривать как одну из ступеней в познании сущности этих личностных образований.
Наряду с определенной автономией, функции предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
Роль функций не однозначна; степень проявления каждой из них в конкретном случае зависит от ряда факторов: от степени
сформированности знаний о ценности, на основе которых происходит формирование ценностных отношений и ориентаций учащихся, от условий, влияющих на их формирование.
Наряду с функциями, сущность личностных образований раскрывается в ее структуре.
В поиске подходов к структурированию ценностной ориентации и


[стр.,247]

247 отношения исходным являлось положение о том, что функция порождается структурой (353, С.
631), является непременным условием ее существования.
Поэтому функции исследуемых личностных образований в некоторой степени служат как бы отражением, «слепком» их структуры.

Рассмотрим наполнение структуры этих личностных образований на конкретных примерах: ценностной ориентации на Отечество, ценностного эстетического отношения, ценностного отношения к гуманитарному познанию.
Так, в структуре ценностной ориентации на Отечество были выделены следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий (схема 2).
ж Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании учащегося результата овладения им знанием о ценности «Отечество».
Это знание может быть представлено на трех уровнях: на уровне представлений, понятий и идей.
Каждая общечеловеческая ценность обладает определенным «внутренним импульсом» (А.
В.
Кирьякова), который выражается в центральной идее, раскрывающей сущность ценности.
В современных исследованиях содержательная наполняемость «Отечества» как ценности представлена либо сквозь призму от♦ дельных идей, как-то: «социальная справедливость» (В.
Е.
Давидович), идея «патриотизма» (П.
С.
Лейбенгруб), либо через комплекс таких идей, как: «мир», «права человека в государстве», «гарантия безопасности личности», «свобода», «национальное самосознание», «социальная справедливость» (А.
В.
Кирьякова).
В первом варианте необходимость преломления всего содержания ценности «Отечество» через одну идею приведет либо к отказу от ряда признаков, характеризующих данную ценность, либо к их неполному раскрытию.
Во втором случае ситуация обратная: множество идей, налагаясь друг на друга, не по* зволяют вычленить основное в содержании «Отечества», четко определить его признаки.

[Back]