89 процесс формирования позитивных ценностных ориентаций и установок не может быть эффективным. Итак, анализируя уровни развития различных компонентов групп факторов ценностных ориентаций и установок мы пришли к выводу, что значимость их на различных этапах обучения не одинакова. В частности, военнокорпоративный компонент остался доминирующим среди социальных установок курсантов, как будущих офицеров. Однако налицо постепенное уменьшение его доли в общей структуре. Подобная эволюция происходит в первую очередь за счет уменьшения значимости патриотических и коллективистских установок. В частности, осознание своей причастности к защите Отечества, вдохновляющие ранее многие поколения и выступавшее несомненной доминан той ценностей военной службы, в настоящее время воспринимается скорее как громкая фраза, нежели побуждающий фактор. Как личностно значимую ценность ее сейчас лишь отметили 1,7% опрошенных курсантов. Достаточно высокую значимость для курсантов военных вузов продолжают иметь те ценностные ориентации и установки военно-корпоративного характера, по которым под воздействием общественных стереотипов формируются представления об офицерском корпусе. Имеется в виду особый положительный смысл, закладываемый в понятия «воинская честь и достоинство», «организованность», «воинская дисциплина». На фоне сохраняющегося романтического узкокорпоративного (воинская честь и достоинство) и традиционного (следование воинским ритуалам и традициям, стремление к дисциплине и организации уклада своей жизни) компонентов это может привести к качественным изменениям в положении военнослужащих в обществе. Фактически речь идет о возможном формировании обособленной социальнопрофессиональной группы, дистанцирующейся от остальных по причине неприятия ряда ценностей «современного» общества. Обратным отражением снижения значимости для военнослужащих военно-корпоративных установок выступает меркантилизация их ожиданий от |
ленность 6.08), пунктуальность (6.34), готовность выполнить любой приказ не рассуждая (5.63), они считают также что, для успешной службы важно здоровое чувство юмора (6.03); социономы видят залог успешной карьеры прежде всего в широком кругозоре (5.46), вместе с тем у социономов выше, по сравнению с другими психологическими типами ценится такое чувство как, безжалостность (3.93), сигнономы не мыслят службу в армии без патриотизма, любви к Родине (6.25), коллективизма (6.10), житейской мудрости, здравого смысла (6.25), хладнокровия (6.05), высоких интеллектуальных качеств (6.10) и физической силы (6.85); артономы особо ценят умение руководить людьми (5.88). Итак, опираясь на вышесказанное, влияние различных компонентов групп факторов на разные психологические типы военнослужащих неодинаковы. В частности, военно-корпоративный компонент остался доминирующим среди социальных установок курсантов, как будущих офицеров. Однако налицо постепенное уменьшение его доли в общей структуре. Подобная эволюция происходит в первую очередь за счет уменьшения значимости патриотических и коллективистских установок. В частности, осознание своей причастности к защите Отечества, вдохновляющие ранее многие поколения и выступавшее несомненной доминантой ценностей военной службы, в настоящее время воспринимается скорее как громкая фраза, нежели побуждающий фактор. Как личностно значимую ценность ее сейчас лишь отметили 17% опрошенных курсантов. Фактически речь идет об особом преломлении в условиях армии процесса снижения значимости важнейших элементов общественной морали. Это может восприниматься как положительный факт, как модернизация структуры ценностей, повышение распространенности ценностей «современного» 108 общества за счет вымывания ценностей «традиционного» (самопожертвование, следование традициям, нравственность). Достаточно высокую значимость для курсантов военных училищ продолжают иметь те социокультурные установки военно-корпоративного характера, по которым под воздействием общественных стереотипов формируются представления об офицерском корпусе. Имеется ввиду особый смысл, закладываемый в понятия «воинская честь и достоинство», «организованность», «воинская дисциплина», вдохновляющие до 45% курсантов. На фоне сохраняющегося романтического узкокорпоративного (воинская честь и достоинство) и традиционного (следование воинским ритуалам и традициям, стремление к дисциплине и организации уклада своей жизни) компонентов это может привести к качественным изменениям в положении военнослужащих в обществе. Фактически речь идет о возможном формировании обособленной социально-профессиональной группы, дистанцирующейся от остальных по причине неприятия ряда ценностей «современного» общества. Обратным отражением снижения значимости для военнослужащих военно-корпоративных установок выступает меркантилизация их ожиданий от службы. Речь идет о неуклонном росте установок на решение в ходе службы материальных и житейских проблем. Причем, если в 1990 году среди них преобладали, достаточно естественные для людей мотивы материального обеспечения семьи и решения жилищной проблемы, то к 1995 году в общей структуре существенно вырос вес в основном нематериальных личнопрагматических установок и ожиданий от военной службы. Среди них появились «современные» мотивы: бесплатное получение высшего образования, престижной в гражданских условиях профессии, специальных льгот. Общий рост прагматического отношения к службе в сознании курсантов военных училищ во многом стал выступать доминантой их поведения. Это прежде всего проявилось в отношении к служебным обязанностям, планах, касающихся перспектив службы. Как показали результаты исследования, около 10% юношей поступили в военные училища с целью избежать службу 109 |