установление межпредметных связей в учебном экскурсионном и краеведческом материале. Интересный опыт организации краеведения в форме «экскурсий в культуру», сохранился для нас в существовавшем в Петербургском коммерческом училище, в Лесном. В учебном плане училища подчеркивалась образовательная и нравственная значимость краеведческих знаний. Таким образом, уже первые школьные краеведческие программы были ориентированы не только на более глубокое изучение школьных курсов по истории и географии через непосредственное знакомство со средой обитания и особенностями ее развития, но и являлись важным воспитательным средством формирования у детей целостной картины мира. Поэтому, несмотря на остававшуюся традиционной для отечественных краеведов проблематику истории культуры, всё актуальнее стал рассматриваться вопрос МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО содержания краеведения как особого метода ИССЛЕДОВАНИЯ. В его контексте краеведение понимается как изучение края в совокупности явлений природных, социально-экономических, историко-культурных. Таким образом, системно-культурологические представления отечественных краеведов основывались на философии целостного восприятия мира. По образному выражению известного географа H.H. Барановского, краеведческий метод позволял «увидеть мир в капле воды». А в 1914 г., В.Я. Уланов, возможно впервые в русской педагогической науке, вводит термин «краеведение» в значении «местная история», «история края». В это время, краеведение активно развивается как научное направление, как общественно-просветительское движение и как часть образования. 28 |
О перспективности экскурсионного метода и об интересе к нему свидетельствует и появление специальной литературы. В Москве в течение 1914, 1915, 1916 г.г. Издавался журнал «Экскурсионный вестник». Развитие школьного экскурсоведения требовало и разработки методических вопросов. Значительную роль в этом сыграла книга «Школьные экскурсии», созданная рядом автором под руководством профессора Б.Е. Райкова в 1910 году и переизданная с некоторыми изменениями в 1921 году. В этой работе авторы высказывались за составление продуманного экскурсионного плана, который должен быть частью учебного курса, за установление межпредметных связей в учебном экскурсионном и краеведческом материале. Интересный опыт организации краеведения в форме «экскурсий в культуру», сохранился для нас в существовавшем в Петербургском коммерческом училище, в Лесном. В учебном плане училища подчеркивалась образовательная и нравственная значимость краеведческих знаний. Таким образом, уже первые школьные краеведческие программы были ориентированы не только на более глубокое изучение школьных курсов по истории и географии через непосредственное знакомство со средой обитания и особенностями ее развития, но и являлись важным воспитательным средством формирования у детей целостной картины мира. Поэтому, несмотря на остававшуюся традиционной для отечественных краеведов проблематику истории культуры, всё актуальнее стал рассматриваться вопрос методологического содержания краеведения как особого метода исследования. В его контексте краеведение понимается как изучение края в совокупности явлений природных, социально-экономических, историко-культурных. Таким образом, системно-культурологические представления отечественных краеведов основывались на философии целостного восприятия мира. По образному выражению известного географа Н.Н. Барановского, краеведческий метод позволял «увидеть мир в капле воды». А в 1914 г., В.Я. Уланов, возможно впервые в русской педагогической науке, вводит термин «краеведение» в значении «местная история», «история края». В это время, краеведение активно развивается как научное направление, как общественно-просветительское движение и как часть образования. Видный востоковед и историк культуры, С.Ф. Ольденбург, подчеркивая культурологическую значимость краеведения как «массового научно-культурного движения», связывает его с просветительнонравственными задачами воспитания [74]. В 1925 г. вышла большая статья «Краеведение в школе» профессора И.М. Гревса. Нужно отметить, что период 1917-1918 1927-1929 гг., по мнению С.О. Шмидта не случайно называют «золотым десятилетием» в развитии отечественного и, в частности, школьного краеведения [125]. Все чаще определяясь как необходимое средство связи со школой, как важный фактор воспитательной работы, историко-культурное краеведение как знание и метод все активнее заявляло о себе в статьях и работах отечественных краеведов в школьном образовании. При этом многие специалисты сходились во мнении о том, что нет особых «школьных» методов, а есть научные методы, нет особого «школьного краеведения», а есть «краеведение в школе». Выдающийся русский педагог А.Я. Герд сформулировал ведущий принцип развития школьного краеведения как необходимость приобщения младших школьников к тому, что поддается их сознательному активному изучению, вызывает их переживания, что они способны наблюдать непосредственно [22]. |