Проверяемый текст
Игбаев, Ильдар Камильевич; Совершенствование современного российского законодательства в сфере обеспечения безопасности государственности (Диссертация 2006)
[стр. 38]

Несмотря на многообразие трактовок понятия безопасности, каждому их них явно присуща характеристика, указывающая на реакцию состояния личности, общества и государства на различного рода опасности или угрозы.
При этом такие потенциальные и реальные угрозы нормальной жизнедеятельности человека, как природные и социальные катаклизмы, потрясения, революции, кризисы, войны, вооруженные конфликты, всегда сопровождали развитие государства и общества42.
Многообразие областей, в которых возникают опасности, существенные различия в причинах, которые их порождают, и в самом характере их проявления вызывают необходимость очень разных по своему содержанию специальных исследований, позволяющих вырабатывать соответствующие меры безопасности.
Мировая история и практика показывают, что некоторые из этих исследований имеют многовековую историю, другие были начаты в
XVI1I-X1X веках, третьи в XX веке, и главным образом, в его второй половине.
Гак, в частности, в глубокой древности понимание безопасности человеком не выходило за рамки обыденного представления и трактовалось им как отсутствие для него опасности или зла.
В таком житейском значении термин «безопасность» употреблялся, например, древнегреческим философом Платоном.
В то же время в средние века, согласно словарю Робера, под безопасностью уже понимали спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности.
Однако в этом значении данный термин не вошел прочно в лексику народов Европы и до
XVTI в.
использовался редко.
Широкое же распространение в научных и политических кругах западноевропейских государств понятие «безопасность» приобретает благодаря философским концепциям Т.
Гоббса, Д.
Локка, Ж.Ж.
Руссо, Б.

42 См.: Балуев Д.Г.
Личностная и государственная бечонасность: международнополитическое измерение: монография.
-Н.
Новгород: Ичд-во Нижсгор.
гос.
ун-та , 2004.-231 с.
38
[стр. 43]

как ощущение, восприятие и переживание необходимости в защите жизненных (духовных и материальных) потребностей и интересов людей; в юридическом как система установления законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод; в философско-социологическом —как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности общества, его структур, институтов и порядков, при которых обеспечивается сохранение оптимального соотношения свободы и необходимости; в политико-правовом как результат деятельности государства, направленной на достижение поставленных задач по обеспечению национальной безопасности3.
Несмотря на многообразие трактовок понятия безопасности, каждому их них явно присуща характеристика, указывающая на реакцию состояния личности, общества и государства на различного рода опасности или угрозы.
При этом такие потенциальные и реальные угрозы нормальной жизнедеятельности человека, как природные и социальные катаклизмы, потрясения, революции, кризисы, войны, вооруженные конфликты, всегда сопровождали развитие государства и общества.
Многообразие областей, в которых возникают опасности, существенные различия в причинах, которые их порождают, и в самом характере их проявления вызывают необходимость очень разных по своему содержанию специальных исследований, позволяющих вырабатывать соответствующие меры безопасности.
Мировая история и практика показывают, что некоторые из этих исследований имеют многовековую историю, другие были начаты в
XVTII-XIX веках, третьи в XX веке и главным образом в его второй половине.
Так, в частности, в глубокой древности понимание безопасности человеком не выходило за рамки обыденного представления и 3 См.: А.И.
Васильев, В.П.
Сальников, С.В.
Степашин.
Национальная безопасность России: конституционное обеспечение.
СПб: СПбУ МВД РФ, 1999.


[стр.,44]

трактовалось им как отсутствие для него опасности или зла.
В таком житейском значении термин «безопасность» употреблялся, например, древнегреческим философом Платоном.
В то же время в средние века, согласно словарю Робера, под безопасностью уже понимали спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности.
Однако в этом значении данный термин не вошел прочно в лексику народов Европы и до
XVII в.
использовался редко.
Широкое же распространение в научных и политических кругах западноевропейских государств понятие «безопасность» приобретает благодаря философским концепциям Т.
Гоббса, Д.
Локка, Ж.Ж.
Руссо, Б.

Спинозы и других мыслителей XVII-XVIII вв., означая состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной).
Именно в этот период учеными предпринимались первые попытки теоретической разработки этого понятия.
Наиболее интересной представляется версия, предложенная Зонненфельсом, который считал, что безопасность это такое состояние, при котором никому нечего опасаться.
Для конкретного человека такое положение означало частную, личную безопасность, а состояние государства, при котором нечего опасаться, составляло общественную безопасность.
По мере развития понятийного аппарата теории безопасности совершенствуется и содержание наук, занимающихся проблемой обеспечения безопасности как человека, так и общества и государства.
Например, одной из самых древних наук, исследующих опасности, грозящие здоровью человека, и вырабатывающих меры борьбы с его болезнями, является медицина.
Этому служат все ее разделы, а такие, как санитария, гигиена, фармакология, иммунология и т.п.
фактически выступают как своеобразные теории медико-биологической безопасности.
44

[Back]