Проверяемый текст
Романова, Ирина Алексеевна. Формирование личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате (Диссертация 2003)
[стр. 108]

ли высказывания студентов их стремление к взаимодействию с воспитанниками.
Наличие настроя определялось путем анализа цели, к которой стремились студенты.
На основании соответствия этим параметрам сочинения делились на три группы:
работы, в которых ясно выражалось стремление автора помочь ребенку, воспитаннику интернатного учреждения; работы, в которых студенты не отрицают необходимость помощи детям-сиротам, но считают, что это должен делать кто-то другой, а не они; работы, в которых нет и намека на стремление автора оказать какуюлибо помощь детям-сиротам.
Сочинения первокурсников,
еще только приступавших к изучению специальных предметов, чаще всего ограничивались эмоциональным описанием ребенка-сироты с использованием таких личностных характеристик, как «маленький, забытый, забитый»; «жалкий, никому не нужный»; «обиженный на весь свет»; «неопрятный, неприятный»; «вызывающий жалость».
Лишь
у некоторых студентов (10,9%) в сочинении было четко сформулировано желание принять участие в решении проблем ребенка.
В сочинениях студентов второго и третьего курсов давались иные характеристики детей-сирот: «это дети с проблемами взрослых, которые надо решать вместе с ними»; «дети, нуждающиеся в друзьях, помощи, поддержке, которую я могу им предложить»; «без педагогической помощи специалистов у детей усугубятся проблемы социализации, моя задача как специалиста помочь им».
Позитивное отношение к ребенку-сироте и четко выраженное желание помочь таким детям было высказано в сочинениях 21,5 % от общего числа второкурсников и 33,3 %третьекурсников.
Парадоксально, но сугубо эмоциональное отношение к образу сироты у большинства студентов первого курса, являющееся естественной человеческой реакцией на эту проблему, может стать помехой в подготовке к воспита108
[стр. 157]

дачу).
Направленность на себя создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу, удовлетворения своих притязаний вне зависимости от интересов других.
Направленность на взаимные действия определяет потребность в общении, в поддержании хороших отношений с окружающими, в успешном выполнении совместной деятельности.
Направленность на задачу отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением ее процессом, стремлением к профессиональному совершенствованию.
Методика (анкета) включает 30 незаконченных утверждений, каждое из которых имеет три варианта окончаний.
По характеру наиболее и наименее предпочтительных ответов с помощью специального «ключа» определяется уровень выраженности каждого вида направленности.
Вместе с тем основой для формирования позитивного отношения к воспитанникам как объекту социально-педагогической деятельности и стремления для продуктивного решения проблем, связанных с их социализацией, является психологический настрой на ребенка-сироту (Л.В.
Байбородова).
Он, по мнению Л.В.
Байбородовой, может быть определен при помощи анализа ответов на простые вопросы, например: «Какие мысли, образы, чувства возникают у вас, когда вы представляете ребенка-сироту?» Опираясь на эту идею, мы предложили студентам написать сочинение на тему «Мое отношение к воспитанникам детских домов и школ-интернатов».
Анализируя сочинения студентов, мы, во-первых, устанавливали соответствие теме.
Во-вторых, мы определяли, показывают ли высказывания студентов их стремление к взаимодействию с воспитанниками.
Решение принималось на основе анализа цели, к которой стремились студенты.
На основании соответствия этим параметрам сочинения делились на три группы.

Группа А включала в себя работы, в которых ясно выражалось личное стремление помочь ребенку, воспитаннику интернатного учреждения.
Группа Б работы, в которых студенты не отрицают необходимость помощи детям-сиротам, но это должен сделать кто-то другой, а не они.
157

[стр.,158]

158 Группа В в этих работах нет и намека на какую-либо помощь детямсиротам.
Сочинения первокурсников,
приступающих к изучению специальных предметов, обычно ограничиваются эмоциональным описанием ребенкасироты: «маленький, забытый, забитый»; «жалкий, никому не нужный»; «обиженный на весь свет»; «неопрятный, неприятный»; «вызывающий жалость».
Лишь
некоторые студенты четко сформулировали свое желание принять участие в решении проблем ребенка.
Ответы студентов четвертого курса выглядят несколько иначе: «это дети с проблемами взрослых, которые надо решать вместе с ним»; «дети, нуждающиеся в друзьях, помощи, поддержке, которую я могу им предложить»; «без педагогической помощи специалистов у детей усугубятся проблемы социализации, моя задача как специалиста помочь им».
Как ни странно, но сугубо эмоциональное отношение к поставленному вопросу у студентов первой группы, являющееся естественной человеческой реакцией, может стать помехой и при изучении учебного материала, и при организации будущей профессиональной деятельности социального педагога, так как «ребенку изначально навязывается роль несчастного, нуждающегося в опеке человека» [186, с.
43].
А если социальный педагог будет строить свое взаимодействие с воспитанником, оставляя за ним место неудачника, то в дальнейшем может блокировать у ребенка стремление к жизненной активности и личностному росту.
Поэтому содержание обучения в вузе должно быть направлено на формирование у студента деловой установки на взаимодействие с ребенком, которая позволит четко формулировать конкретные задачи по социального развития ребенка-сироты и выбирать адекватные средства и технологии взаимодействия.
Анализ данных, полученных с помощью двух методик по выявлению у студентов стремления взаимодействовать с ребенком-сиротой до формирующего эксперимента показал, что только 3 человека (9,4%) выразили активное желание помочь воспитанникам в решении их проблем, 7 человек

[Back]