Проверяемый текст
Кириченко, Елена Борисовна. Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами (Диссертация 2003)
[стр. 25]

ста к родителям или людям, выступающим в роли родителей.
У ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости, заброшенности, образующее затем основу негативной Я-концепции.
Это, в свою очередь, приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми и к уже вполне реальному неприятию индивида.
В ходе такого взаимодействия усиливается негативный характер отношения как к самому себе, так и к другим людям»
[25, с.
46].
Детям, не имеющим опыта проживания с родителями свойственна повышенная агрессивность и склонность к деликвентному поведению.
Причиной негативной «Я-концепции» является социальная дезадаптация.
Исследуя причины социальной дезадаптации, А.

Айхорн установил прямую зависимость между эмоциональным состоянием ребенка и «первичной адаптацией к реальности».
«Там, где отсутствуют нормальные эмоциональные связи,
подчеркивает исследователь, у ребенка нет достаточно сильного стимула соответствовать образцам окружающего его взрослого мира» [6, с.
87].
Дальнейшие исследования подтвердили и детализировали предположения А.
Айхорна о том, что ранняя изоляция, потеря любви или доверия к родителям, жизнь в детских учреждениях все это выражается в асоциальном и деликвентном поведении детей.

Сходное мнение высказывает JI.
М.
Шигшцына, которая специфические особенности самосознания личности ребенка-сироты видит в следующем: вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий воспитанники интернатных учреждений зачастую не знают и не принимают себя как личность.
Они, как правило, ориентируются на признание в своей среде через
применение физической силы, проявления агрессии и асоциальных форм поведения [107, с.
74].
Исследования А.
А.
Северного, Г.
В.
Семьи показывают, что главной ценностью человека считается его сила, способная его защитить [215; 218].
Выявляя специфику поведения детей-сирот, группа психологов под руководством И.
А.
Фурманова установила, что главная
специфическая черта 25
[стр. 25]

материнских функций между постоянно сменяющимися воспитателями.
Дефицит индивидуализированного общения со взрослыми в раннем детстве не способствует развитию у ребенка чувства привязанности, поэтому процесс формирования самосознания протекает иначе, чем у детей, растущих в семьях.
Специфика развития самосознания наблюдается во всех аспектах развития личности: познавательном «образ Я», эмоциональном самооценка, поведенческом рисунок поведения.
Становление «образа Я» происходит на основе оценки окружающих.
«В связи с этим у детей-сирот затрудняется выработка адекватной самооценки, нет устойчивого «образа Я», содержание которого бедно, слабо структурировано, зависит от ситуативных факторов» [112.С.11].
Подросток, оценивая себя, ориентируется на мнение других людей, при этом у него возникают затруднения в развитии чувства самоидентичности, складывается устойчивая заниженная самооценка, отсутствует чувство уверенности в себе, воспитанники в большинстве своем имеют негативную «Я-концепцию».
Так, английский психолог Р.
Бернс отмечает: «Можно предположить, что развитие негативной Я-концепции и замкнутой, бесчувственной агрессивной личности является следствием неудач в формировании у ребенка привязанности к родителям или людям, выступающим в роли родителей.
У ребенка возникает прежде всего ощущение отторгнутости, заброшенности, образующее затем основу негативной Я-концепции.
Это, в свою очередь, приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми и к уже вполне реальному неприятию индивида.
В ходе такого взаимодействия усиливается негативный характер отношения как к самому себе, так и к другим людям»
[13.
С.
46].
Повышенная агрессивность и склонность к деликвентному поведению
свойственна для детей, которые уже имели семейный опыт проживания с родителями.
Исследуя причины социальной дезадаптации, американский
психолог А.
Айхорн установил прямую зависимость между

[стр.,26]

эмоциональным состоянием ребенка и «первичной адаптацией к реальности».
«Там, где отсутствуют нормальные эмоциональные связи,
пишет он, у ребенка нет достаточно сильного стимула соответствовать образцам окружающего его взрослого мира» [4.С.87].
Последующие исследователи подтвердили и углубили предположения А.
Айхорна о том, что ранняя изоляция, потеря любви или доверия к родителям, жизнь в детских учреждениях все это выражается в асоциальном и деликвентном поведении детей.

Характеризуя поведение детей-сирот, группа белорусских психологов под руководством И.А.
Фурманова установила, что главная
специфика поведения детей, воспитывающихся вне семьи, состоит в несформированности внутреннего, психического плана действий, а ориентация мышления, мотивации и поведенческие реакций направлены, в основном, на внешнюю ситуацию, что проявляется в эмоциональноволевой сфере личности ребенка-сироты [163.С.
134].
В.А.
Минкова указывает, что эмоциональный портрет воспитанника детского дома характеризуется следующими чертами: пониженным фоном настроения; бедной гаммой эмоций, однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения; склонностью к быстрой смене настроения; однообразностью и стереотипностью эмоциональных проявлений;* эмоциональной поверхностностью, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию; неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечание; повышенной склонностью к страхам, тревожности и беспокойству; основной направленностью положительных эмоций является получение все новых и новых удовольствий; нестабильностью эмоциональных контактов с окружающими;

[стр.,27]

чрезмерной импульсивностью, аффективной взрывчатостью; непонимание эмоционального состояния другого человека, его+ поведения часто вызывает отрицательные эмоции к партнеру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам [100.С.14].
р т Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни.
Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний [47.С.
2].
Специфические особенности самосознания личности ребенкасироты,
по мнению Л.М.
Шипицыной, состоят в том, что воспитанники интернатных учреждений зачастую не знают и не принимают себя как личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий.
Они, как правило, ориентируются на признание в своей среде через
физическую силу, агрессию и асоциальные формы поведения [46].
Практические исследования показывают, что главной ценностью они считают силу человека, которая способна его защитить [106.
С.
10].
Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации, является организация в учреждениях для детей-сирот деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения.
В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки [114.С.
118].
По мнению Л.В.
Байбородовой, основу деятельности в детском доме должны составлять ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения [105.
С.
25].
Говоря о способности детей-сирот к выбору деятельности и самостоятельному принятию решения, заметим, что особые условия

[Back]