Проверяемый текст
Романова, Ирина Алексеевна. Формирование личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате (Диссертация 2003)
[стр. 37]

в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно-обоснованные объяснения успехов и неудач, предвидеть результаты своей работы [228, с.
41].
Профессиональная готовность к педагогической деятельности в исследовании
А.
И.
Мищенко интерпретируется на уровне ценностных ориентаций, на уровне понимания и на уровне умений и навыков.
Поэтому в ее составе выделяются, с одной стороны, психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, с другой научно-теоретическая и практическая, составляющие собственно компетентность
[144, с.
50].
Выбор проблемы подготовки будущего педагога к воспитательной деятельности с детьми-сиротами обусловил наш интерес к выделению исследователями нравственно-психологического компонента готовности к педагогической деятельности.
Так, В.
Ш.
Масленникова, рассматривая психологический, профессиональный и нравственный аспекты готовности к социально-педагогической деятельности, понимает последний как комплекс следующих качеств личности: потребность трудится с полной отдачей сил в интересах общества, чувство долга, ответственность, самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных целей, творческое выполнение профессиональных функций [140, с.
28].
И.
В.
Неретин включает в нравственно-психологический блок профессиональной готовности будущего специалиста установку на избранную профессию как на образ жизни и как на способ ее полноценного и творческого проживания; установку на человека как на цель, а не на средство; установку на развитие рефлексии, эмпатии и социальных способностей, обеспечивающих эффективность общения и успешного взаимодействия с людьми, установку на гармонизацию отношений личности и социокультурной среды [154, с.
129].
Заслуживающей особого внимания для нашего исследования является научная позиция И.А.
Зимней, которая, выделяя личностную готовность к пе37
[стр. 31]

фессионально-педагогических функций.
К сущностным показателям готовности В.А.
Сластенин относит: способности к идентификации себя с другими или перцептивную способность; психологическое состояние, отражающее динамизм личности, богатство ее внутренней энергии, волю, инициативность, изобретательность и др.; эмоциональную устойчивость, обеспечивающую выдержку и самообладание; профессионально-педагогическое мышление, т.е.
такое мышление, которое позволяет проникать в причинноследственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно-обоснованные объяснения успехов и неудач, предвидеть результаты своей работы [174, с.
41-42].
Таким образом, мы убедились, что и термин «готовность к педагогической деятельности» не имеет единой трактовки.
По-разному подходят исследователи и к выделению видов готовности.
Исследователи выделяют готовность психологическую, нравственно-психологическую, практическую, профессиональную, профессионально-личностную, личностную.
М.И.
Дьяченко и Л.А.
Кандыбович выделяют психологическую готовность к различным видам деятельности и определяют ее структурные элементы: 1) осознание личностью своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи другими людьми; 2) осознание целей, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи; 3) осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач или выполнением требований подобного рода; 4) определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований; 5) прогнозирование степени проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата; 6) мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение в достижении цели [77, с.
19-21].
31

[стр.,32]

В итоге человек настраивается на определенное поведение, на совершение действий, необходимых для достижения поставленной цели; готовит, если необходимо, материальную базу для выполнения задачи, а если условия достижения цели зависят в какой-то мере от него, создает эти условия, а также совершает подготовительные действия, пополняет недостаток информации, проводит упражнения, тренировки, рисует схемы возможного развертывания событий и т.д.; с началом практических действий внимательно следит за изменением обстановки, оценивает адекватность своих действий, мо32 дель которых он построил заранее, стремится не упустить оптимальных условий и средств, ведущих к достижению цели, сознательно управляет собой.
Таким образом, М.И.
Дьяченко и Л.А.
Кандыбович выделили сложную динамическую структуру психологической готовности к деятельности, которая является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами.
В структуру нравственно-психологической готовности специалиста социальной сферы, по мнению Н.Б.
Шмелевой, входят направленность личности, интеллектуальный, культурный, нравственный уровень и психофизиологическая «настроенность» [245, с.
227-228].
рофес сиональной готовности будущего специалиста социальной сферы установку на избранную профессию как на образ жизни и как на способ ее полноценного и творческого проживания; установку на человека как на цель, а не на средство; установку на развитие рефлексии, эмпатии и социальных способностей, обеспечивающих эффективность общения и успешного взаимодействия с людьми, установку на гармонизацию отношений личности и социокультурной среды [158, с.
129].
Л.К.
Иванова предполагает, что ядром профессиональной подготовки социального педагога является нравственно-психологическая готовность.
Ее основу составляют гуманистические профессионально-личностные ценност

[стр.,33]

ные ориентации, которые определяются автором как направленность на гуманистические идеалы, принципы и нормы общества, опосредствующую и регулирующую цели, содержание и особенности профессиональной деятельности и поведения [89, с.
43].
В.Ш.
Масленникова рассматривает в своем исследовании психологический, нравственный и профессиональный аспекты готовности к социальнопедагогической деятельности, особо выделяя нравственную сторону этого понятия.
Последняя предполагает комплекс таких качеств личности как потребность трудится с полной отдачей сил в интересах общества, чувство долга, ответственность, самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных целей, творческое выполнение профессиональных функций [135, с.
28-29].
Практическая готовность базируется на методолого-теоретической и методической подготовленности.
По мнению В.И.
Жернова, особое место в подготовке педагога должна занимать практическая деятельность студентов, которая выступает критерием профессиональной подготовленности специалиста [83, с.
87].
Профессиональная готовность к педагогической деятельности в исследовании
Л.И.
Мищенко интерпретируется на уровне ценностных ориентаций, на уровне понимания и на уровне умений и навыков.
Поэтому в ее составе выделяются, с одной стороны, психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, с другой —научно-теоретическая и практическая, составляющие собственно компетентность
[142, с.
50-51].
Готовность к педагогической деятельности, по мнению П.Е.
Решетникова, формируется в процессе профессионально-личностного развития специалиста и рассматривается им как процесс и результат становления личности в качестве субъекта профессиональной деятельности [203, с.
14].
Структура профессионально-личностного развития включает следующие компоненты: интеллигентность, профессиональная компетентность, операционально-технологическая готовность к профессиональной деятельности, творче33

[Back]