Проверяемый текст
Романова, Ирина Алексеевна. Формирование личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате (Диссертация 2003)
[стр. 51]

Воспитанник интернатного учреждения находится в социально-проблемной среде.
Взаимодействие отягощенного множественными проблемами воспитанника с социумом затруднено.

Педагогу-организатору надо приложить максимум усилий, для того чтобы гармонизировать
эти отношения.
Вышесказанное убеждает нас в том, что воспитательная деятельность в учреждении интернатного типа должна ориентироваться на человека как высшую ценность, на осознание и принятие самоценности личности, ее неповторимой индивидуальности, уникальности и творческой сущности.
Профессиональноценностная установка на другого человека, потребность и стремление ему помочь в социально-сложных ситуациях жизни характеризуют базовый показатель мотивационного компонента
готовности специалиста интернатного учреждения, определяют его поведение, отношение к ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
2.
Нравственно-психологический компонент.
Вместе с тем, только знаний о проблемах и особенностях воспитанников, умений осуществлять профессиональную деятельность бывает недостаточно для выполнения функциональных обязанностей педашга-организатора.
Как показывает опыт, для работы с детьми-сиротами педагог должен иметь особые личностные качества, душевные свойства, определенные знания и сформированные умения и навыки, чтобы обеспечить ребенку необходимую педагогическую поддержку и помощь, создать условия для его успешной адаптации к жизни в обществе.
Это позволило нам выделить в структуре готовности педагога-организатора к работе в условиях интернатных учреждений нравственно-психологический компонент.
Ряд исследователей выделяет имеющее профессиональную значимость для деятельности педагога качество личности, как эмоциональную устойчивость.
Под эмоциональной устойчивостью понимается системное качество, приобретаемое человеком и проявляющееся у него в напряженной деятельности в единстве рациональных, эмоциональных и телесных компонентов.

Так, по мнению Ю.
Н.
Кулюткина, эмоциональная устойчивость проявляется
51
[стр. 83]

ально-проблемную; предметом взаимодействие человека и социума, а целью гармонизация отношений личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания и развития ее социальной активности [124, с.
24-32].
Применив данную терминологию к интернатному учреждению, мы получим следующую картину: воспитанник детского дома или школыинтерната находится в социально-проблемной среде; взаимодействие отягощенного множественными проблемами воспитанника с социумом затруднено; социальному педагогу надо приложить максимум усилий, для того чтобы гармонизировать отношения личности воспитанника с социумом.
Вышесказанное убеждает нас в том, что социально-педагогическая деятельность, а в учреждении интернатного типа особенно, должна ориентироваться на человека как высшую ценность, на осознание и принятие самоценности личности, ее неповторимой индивидуальности, уникальности и творческой сущности.
Профессионально-ценностная установка на другого человека, потребность и стремление ему помочь в социально-сложных ситуациях жизни — характеризуют базовый показатель мотивационного компонента
личностной готовности специалиста интернатного учреждения, определяют его поведение, отношение к ребенку-сироте и ребенку, лишенному родительского попечения.
Следует согласиться с Н.Б.
Шмелевой в том, что стремление специалиста оказать помощь человеку является основанием, придающим особый ценностно-ориентационный оттенок в становлении, развитии других характеристик и качеств личности социального педагога, объединяя их в нечто целое [245, с.
170].
Стремление помочь детям-сиротам является стимулом для развития самого социального педагога как личности, профессионала, а так же для более плодотворного взаимодействия с воспитанником.
Важной составляющей психолого-педагогического портрета любого специалиста, в том числе и социального педагога, является профессиональная направленность личности.
Этот вопрос рассматривался многими ис83

[стр.,101]

ная гибкость специалиста.
Проблема эмоционального взаимовлияния педагога и учащегося нашла отражение в современной отечественной психологопедагогической литературе (Е.С.
Асмаковец, Ю.Н.
Кулюткин, Р.П.
Мильруд, Л.М.
Митина и др.).
Низкий уровень профессиональной культуры, недостаточное развитие профессионально важных качеств и навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов страдает болезнями стресса (соматические и нервно-психические болезни), что в свою очередь, является основной причиной прогрессирующей невротизации школьников [140, с.
16].
Эта проблема является актуальной и для специалистов и воспитанников интернатных учреждений, которые вынуждены проживать не только в социально обедненной среде, но и в невротизирующей среде, порой создаваемой самими воспитателями, учителями-предметниками и другими специалистами.
Под эмоциональнойустойчивостью понимается системное качество, приобретаемое человеком и проявляющееся у него в напряженной деятельности в единстве рациональных, эмоциональных и телесных компонентов.

Ряд исследователей выделяет эмоциональную устойчивость как качество личности, имеющее профессиональную значимость для деятельности педагога.
Так, по мнению Ю.Н.
Кулюткина эмоциональная устойчивость проявляется
в том, насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько он обладает выдержкой даже в самых неблагоприятных ситуациях, насколько он умеет держать себя в руках в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей [117, с.
9].
Изучая профессионально-педагогическую подготовку будущих учителей к поведению в эмоциогенных ситуациях, Р.П.
Мильруд использует термин «эмоциональная регуляция».
По мнению этого ученого, эмоциональная регуляция, которая предполагает регулирование поведения в эмоциональных ситуациях, это важный показатель уровня квалификации учителявоспитателя [138, с.
48].
101

[Back]