Проверяемый текст
Машковская Татьяна Олеговна. Государственная политика СССР и Российской Федерации в сфере науки и научно-технического прогресса, 1955-1997 гг. (Диссертация 2000)
[стр. 119]

ввести в состав академиков тех лид, которые пойдут против течения.
Тайное голосование дает им полную возможность сохранять свое
благополучие».207 Аналогичное положение сложилось в психологической науке: «Все ключевые посты в науке...
распределены между 4-5 людьми...
Эта монополизация власти в психологии
сделала чрезвычайно трудной, а порой невозможной работу прежде всего тех, кто принадлежит к ученикам исследователям школы Выготского Леонтьева».208 Не в полной мерс изменил ситуацию и целый ряд документов, призванных отразить демократические перемены в АН СССР.
Среди них: Временный устав
ПИИ Академии наук, утвержденный общим собранием АН СССР 12 марта 1988 г.; постановление Президиума АП СССР от 17 ноября 1987 г.
в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Устав АН СССР, а также с Положениями об Отделении АН СССР и упомянутым Временным Уставом НИИ.
Все названные документы были разработаны и утверждены без предварительного обсуждения широкой научной общественностью, то есть фактически аппаратом Академии.
Сам этот факт вызвал волну возмущения в научных кругах, которое нашло выражение в потоке писем и статей, частично опубликованных в печати.209 Менеджерыакадемики в долгу
нс остались.
В одном из коллективных писем в ответ на высказанное недовольство они утверждали, что Академия наук «является1 наиболее демократической организацией ученых страны, где всегда существовала выборность (а не назначение!) как в действительные члены (академики) и члены-корреспонденты АН СССР,
гак и на все административные посты академических учреждений, начиная от директора института и кончая заведующим лабораторией или сектором, с обязательным тайным голосованием».210 119 297 Литературная газета.
1987.2 декабря.
20Я Советская культура.
1988.
11 февраля.
7СУ) Алиев Р.
Ш.-А.
Власть и наука, или как аукнется, так и откликнется // Пульс реформ.
М., 1989.
С.
120122.

2,0 Правда.
1987.
18 декабря.
[стр. 288]

2 8 8 Академии.
В сентябре 1988 г.
Общее собрание АН СССР практически единодушно высказалось за такой шаг в развитии демократии в главном штабе науки.
Требовалась гласность, обмен опытом и информацией.
Президиум АН СССР создал свою еженедельную всесоюзную газету, по существу сверху предписал редакциям всех научных журналов открыть раздел "Дискуссии”.
Другое дело, в научных кругах по-прежнему оставался живуч вирус лысенковщины.
Гласность, известная открытость и доступность партийных комитетов с началом перестройки обострила проблему жалоб и анонимок.
Использовались и другие ненаучные пути борьбы, попытки разными уловками сформировать мнение некоего "большинства".
Но в научных проблемах вопросы не решаются большинством голосов.
В этой же связи находилась и оставалась актуальной проблема глубоко укоренившегося в науке бюрократизма.
Он способствовал преобладанию посредственностей в руководстве наукой, и эти посредственности, пользуясь административной властью, глухо закрывали дорогу талантам.
Устранить эти посредственности в условиях бюрократической структуры было невозможно.
К такому выводу пришли многие.
Так, историк русского и советского искусства, профессор МГУ и член-корр.
АН СССР Д.Сарабьянов, рассуждая о возможности обновления Академии художеств СССР, писал: "Будет ли Академия художеств в целом менять свои задачи? Внутренних сил у нее для этого мало.
Большинство членов и членовкорреспондентов вряд ли захотят ввести в состав академиков тех лиц, которые пойдут против течения.
Тайное голосование дает им полную возможность сохранять свое
благополучие"1.
Аналогичное положение сложилось в психологической науке: "Все ключевые посты в науке...
распределены между 4-5 людьми...
Эта монополизация власти в психологии
сде! Л и т е р а т у р н а я газета.
1987.
2 дек.


[стр.,289]

289 лала чрезвычайно трудной, а порой невозможной работу прежде всего тех, кто принадлежит к ученикам исследователям школы Выготского Леонтьева* 1,1.
Не в полной мере изменил ситуацию и целый ряд документов, призванных отразить демократические перемены в АН СССР.
Среди них: Временный устав
НИИ Академии наук, утвержденный общим собранием АН СССР 12 марта 1988 г.; постановление Президиума АН СССР от 17 ноября 1987 г.
в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Устав АН СССР, а также с Положениями об Отделении АН СССР и упомянутым Временным Уставом НИИ.
Все названные документы были разработаны и утверждены без предварительного обсуждения широкой научной общественностью, то есть фактически аппаратом Академии.
Сам этот факт вызвал волну возмущения в научных кругах, которое нашло выражение в потоке писем и статей, частично опубликованных в печати2.
Менеджеры-академики в долгу
не остались.
В одном из коллективных писем в ответ на высказанное недовольство они утверждали, что Академия наук "является наиболее демократической организацией ученых страны, где всегда существовала выборность (а не назначение!) как в действительные члены (академики) и члены-корреспонденты АН СССР,
так и на все административные посты академических учреждений, начиная от дирек' Л ев С ем енович В ы гот ский (1896-1934) разработал культурно-историческую теорию р азв и ти я пси хики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации.
Согласно этой теории, источники и детерм инанты психического развития человека леж ат в исторически развивш ейся культуре.
И з ш колы Вы готского вы ш ли таки е учены е, как А .Р.Л урия, П .Я .Гальперин, А .В .Запорож ец и др.
О дин и з них А лексей Н иколаевич Л еонт ьев (1903-/979) автор трудов по генезису, биологической эволю ции и общ ественно-историческом у развитию психики.
А кадем ик А П Н СССР.
Р асц вет ученого прош ел в послевоенны е и "застойные" го д ы (Л енинская прем ия 1963 г.).
Н а волн е охульной критики перестроечного врем ен и м ногие взгляды ученого и его учеников несправедливо осуж дались.
1 С оветская культура.
1988.
11 февр, 2 П одробно об этом см .: А лиев Р.Ш .-А .
В ласть и наука, и л и как аукнется, так и откликнется // П ульс реф орм .
М .,1989.
С.120-122.

[Back]