Проверяемый текст
Машковская Татьяна Олеговна. Государственная политика СССР и Российской Федерации в сфере науки и научно-технического прогресса, 1955-1997 гг. (Диссертация 2000)
[стр. 28]

совершенствование организационной структуры научных учреждений; улучшение системы научно-технической информации и патентнолицензионной работы; развитие массового творчества изобретателей и рационализаторов.
На страницах документов XXVI съезда партии (как, впрочем, и других), нашла свое отражение и тема военной пауки.
Ее задачи виделись через проблемы машиностроения, химической промышленности, приборостроения, развитие фундаментальных, прежде всего, физикоматематических наук.
Другое дело, что в главных партийно-государственных документах начала 80-х
гг.
не найти непосредственного упоминания о военной науке.
Как не найти в них и прямых директив по региональной политике в области науки.

В докладе Л.И.
Брежнева XXVI съезду КПСС каких-либо особенных задач перед
наукой, особенно региональной, поставлено не было.
Говорилось о том, что следовало «и дальше повышать роль и ответственность Академии наук СССР, улучшать организацию всей системы научных исследований.
Эта система должна быть значительно более гибкой и мобильной, не терпящей бесплодных лабораторий и институтов...
Страна крайне нуждается в том, чтобы усилия «большой науки», наряду с разработкой теоретических проблем, в большей мере были сосредоточены на решении ключевых народнохозяйственных вопросов...
Вместе с тем и сама наука должна быть постоянным «возмутителем спокойствия», показывая, на каких участках наметились застой и
отставание...».44 Сказав о проблеме внедрения научных открытий и изобретений в производство, о роли науки в повышении качества продукции, Генеральный секретарь ЦК партии четко обозначил отраслевой, но не региональный подход к науке: «...нельзя больше мириться с отставанием научной и конструкторской базы ряда отраслей легкой, пищевой, медицинской промышленности, сельскохозяйственного и некоторых других видов машиностроения.
Наверное, стоило бы Академии
44 28 Материалы XXVI съезда КПСС.
М., 1981.
С.
42-43.
[стр. 219]

219 социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года", утвержденный XXVI съездом КПСС, то легко обнаружить исключительно "мирную", гражданскую направленность перспектив "Развития науки и ускорения технического прогресса" (Раздел 2 документа): оно "должно быть в еще большей мере подчинено решению экономических и социальных задач советского общества, ускорению перевода экономики на путь интенсивного развития, повышению эффективности общественного производства"1.
Во главу угла ставилась задача обеспечения разработки и реализации комплексной программы научно-технического прогресса, целевых программ по решению важнейших научно-технических проблем.
В качестве других направлений НТП выделялись: усиление связи науки с производством; расширение автоматизации самих НИР; усиление взаимодействия общественных, естественных и технических наук; повышение эффективности использования научного потенциала вузов; совершенствование организационной структуры научных учреждений, улучшение системы научно-технической информации и патентно-лицензионной работы; развитие массового творчества изобретателей и рационализаторов.
В материалах XXVI съезда КПСС из соображений секретности ни слова не сказано о военной и космической науке.
Но она была и развивалась.
Мало того, не располагая точными данными по функционированию советского Военно-промышленного комплекса, но анализируя материалы открытой советской печати, а также сопоставляя количественные и качественные параметры военных потенциалов СССР и США, многие отечественные ученые-аналитики пришли к выводу: в рассматриваемый период времени (первая половина 80-х годов) НТП в СССР имел ярко выраженную военно-космическую направленность 2.
Так, из 21,2 млрд.руб.
обших 1 М атериалы X X V I съезда КПСС.
М .,1981.
С.
143.
2 Н априм ер: А геев А .И ., Кузин Д.В.
П роблем ы восприим чивости советской эконом ики к результатам Н ТП: сопоставление с м ировы м о п ы то м / / Н аука н а пороге ры нка.
М ., 1992.
С .8 1-104.


[стр.,222]

222 ботки.
Но как известно, военных ученых интересуют не расходы, а результат.
Поэтому и стимулы (прибыль) у подрядчиков прямо зависят от наращивания ресурсов и расходов, а ценообразование приобретает затратный характер.
В-пятых, коммерческий успех это не просто соответствие условиям конкуренции, но прежде всего ориентация на потребителя.
Но СССР всегда ограждал советскую экономику от глобальной конкуренции с заграницей.
Пытаясь не допустить иностранных поставок, наше государство поддерживало отечественных производителей, которые в условиях нажима на них иностранных конкурентов часто обращались за протекционистской помощью к правительству, мотивируя ее угрозой национальной безопасности.
Отсюда рост расходов на военную (военнокосмическую) науку и содержание органов защиты Государства, включая их учебные заведения и науку.
Таким образом, теоретически доказывается военно-космическая направленность НТП в СССР в рассматриваемые годы.
Все последствия такого подхода к науке в СССР очень скоро выразятся в виде монополизма заказчика, извращенного ценообразования, секретности, моральной ущербности ученых и т.д.
Нельзя, руководствуясь только соображениями секретности, утверждать, что тема развития военной науки вовсе не нашла себе места в документах XXVI (как, впрочем, и других) съезда партии.
Ее задачи виделись через проблемы машиностроения, химической промышленности, приборостроения, развитие фундаментальных, прежде всего, физикоматематических наук.
Другое дело, что в главных партийногосударственных документах начала 80-х
годов не найти непосредственного упоминания о военной науке.
Как не найти в них и прямых директив по региональной политике в области науки.


[стр.,223]

223 В докладе Л.И.Брежнева XXVI съезду КПСС каких-либо особенных задач перед региональной наукой поставлено не было.
Говорилось о том, что следовало "и дальше повышать роль и ответственность Академии наук СССР, улучшать организацию всей системы научных исследований.
Эта система должна быть значительно более гибкой и мобильной, не терпящей бесплодных лабораторий и институтов...
Страна крайне нуждается в том, чтобы усилия "большой науки", наряду с разработкой теоретических проблем, в большей мере были сосредоточены на решении ключевых народнохозяйственных вопросов...
Вместе с тем и сама наука должна быть постоянным "возмутителем спокойствия", показывая, на каких участках наметились застой и
отставание..."1.
Сказав о проблеме внедрения научных открытий и изобретений в производство, о роли науки в повышении качества продукции, Генеральный секретарь ЦК партии четко обозначил отраслевой, но не региональный подход к науке: "...нельзя больше мириться с отставанием научной и конструкторской базы ряда отраслей легкой, пищевой, медицинской промышленности, сельскохозяйственного и некоторых других видов машиностроения.
Наверное, стоило бы Академии
наук, Государственному комитету по науке и технике, министерствам провести работу по оценке научной и конструкторской базы различных отраслей, внести предложения по известной перегруппировке научных сил"2.
Еще более лаконичным был Председатель Совета Министров СССР Н.А.
Тихонов, по существу не сказавший о науке ничего нового3.
Тот факт, что региональный аспект науки лишь подразумевался и виделся только в контексте исключительно производственных задач, обозначенных в разделе "Размещение производительных сил" "Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1981-1985 1 М атериалы X X V I съ езда К П С С .
М ., 1981.
С.42-43.
2 М атериалы X X V I съ езда К П С С .
С .43-44.
3 См.: М атериалы X X V I съезда К П С С .
С.111.

[Back]