Проверяемый текст
Машковская Татьяна Олеговна. Государственная политика СССР и Российской Федерации в сфере науки и научно-технического прогресса, 1955-1997 гг. (Диссертация 2000)
[стр. 30]

промышленность.
Предусмотреть дальнейшее развитие легкой, пищевой и рыбной
промышленности».47 Именно отраслевая специализация была положена в основу размещения производительных сил по регионам: Нечерноземье высокопродуктивное земледелие и животноводство; Москва и Ленинград точное машиностроение; Коломна, Брянск, Пенза, Новочеркасск автои тепловозостроение; Смоленск, Калинин, Курск, Ростов атомная энергетика; Череповец, Оскол металлургия; Поволжье машиностроение и гидроэнергетика и т.д.
.

Проблемы комплексного и гармоничного развития регионов остались в тени.
Так, все развитие Западно-Сибирского территориальнопроизводственного комплекса основывалось исключительно на добыче нефти и газа, производстве газового конденсата.
Богатейшему Кузбассу отводилась лишь строка: «Увеличить добычу энергетических и коксующихся
углей...».48 Тем самым усугублялось и без того уродливое социальное развитие Кемеровской области, создавая здесь почву для обострения социально-политической напряженности.
С позиций угледобычи планировалось развитие Канско-Ачинского территориальнопроизводственного комплекса и Южно-Якутского ТИК,
энергетики Саянского ТПК.
Формально целостный характер развития Сибири и Дальнего Востока размывался огромной территорией.
Для любого края и области (города, района, поселка, села) имелись свои особенности социального, демографического, национального свойства, представлявшие значительный интерес для науки.
Таким образом, материалы XXVI съезда говорят об
одностороннем подходе высшего органа партии к научному планированию развития регионов.
Как тогда осуществляли научно-техническую политику Центральный Комитет КПСС, руководящий орган партии в промежутках между съездами, и Советское правительство? Много говорилось о готовившемся пленуме ЦК,
30 47 Материалы XXVI съезда КПСС.
М., 1981.
С.
186.
,8 Материалы XXVI съезда КПСС.
М., 1981.
С.
187.
[стр. 224]

224 годы и на период до 1990 года" , подтверждает мысль, что единой, широкомасштабной и всеобъемлющей научно-технической региональной политики просто не существовало.
По прежней причине: народное хозяйство СССР единая фабрика.
О каких-то субъектах федеральной политики, в том числе и научно-технической, их полномочиях даже не упоминалось.
В документах съезда названы лишь проекты крупнейших строек, комплексов, магистралей союзного, а нередко, и мирового значения.
Они, как правило, охватывали крупные экономические районы и предусматривали участие в них целого ряда министерств и ведомств, а также координирующей деятельности Госкомитета СССР по науке и технике, академических учреждений и вузов.
В материалах XXVI съезда КПСС, посвященных задачам размещения производительных сил Российской Федерации, также доминирует отраслевой подход.
Интересы регионов ставились в зависимость от интересов развития ведущих отраслей хозяйства.
Задав конкретные контрольные цифры по отраслям промышленного и сельскохозяйственного производства и народному хозяйству республики в целом, съезд потребовал "ускоренно развивать машиностроение, газовую, химическую и нефтехимическую промышленность.
Предусмотреть дальнейшее развитие легкой, пищевой и рыбной
промышленности"1.
Именно отраслевая специализация была положена в основу размещения производительных сил по регионам: Нечерноземье высокопродуктивное земледелие и животноводство; Москва и Ленинград точное машиностроение; Коломна, Брянск, Пенза, Новочеркасск автои тепловозостроение; Смоленск, Калинин, Курск, Ростов атомная энергетика; Череповец, Оскол металлургия; Поволжье машиностроение и гидроэнергетика и т.д.

1МатериалыXXVI съездаКПСС.М., 1981.С.186.


[стр.,225]

225 Проблемы комплексного и гармоничного развития регионов остались в тени.
Так, все развитие Западно-Сибирского территориальнопроизводственного комплекса основывалось исключительно на добыче нефти и газа, производстве газового конденсата.
Богатейшему Кузбассу отводилась лишь строка: "Увеличить добычу энергетических и коксующихся
углей..."1.
Тем самым усугублялось и без того уродливое социальное развитие Кемеровской области, создавая здесь почву для обострения социально-политической напряженности.
С позиций угледобычи планировалось развитие Канско-Ачинского территориально-производственного комплекса и Южно-Якутского Т
П К , энергетики Саянского ТПК Формально целостный характер развития Сибири и Дальнего Востока размывался огромной территорией.
Для любого края и области ( города, района, поселка, села) имелись свои особенности социального, демографического, национального свойства, представлявшие значительный интерес для науки.
Таким образом, материалы XXVI съезда говорят о
довольно одностороннем подходе высшего органа партии к научному планированию развития регионов.
Как тогда осуществляли научно-техническую политику Центральный Комитет КПСС, руководящий орган партии в промежутках между съездами, и Советское правительство? Много говорилось о готовившемся пленуме ЦК,
который бы полностью был посвящен вопросам НТП.
Но пленума такого не было в истории рассматриваемого пятилетия.
Лидерам партии, которая практически ежегодно меняла своего руководителя, было не до науки, они боролись за власть.
Поэтому для научной общественности как-то незамеченными остались два постановления Центральный Комитет КПСС в это время.
1МатериалыXXVIсъездаКПСС.
М., 1981.
С.187.

[Back]