Проверяемый текст
Машковская Татьяна Олеговна. Государственная политика СССР и Российской Федерации в сфере науки и научно-технического прогресса, 1955-1997 гг. (Диссертация 2000)
[стр. 42]

политической экономии социализма; «изучение качественных изменений в производительных силах и путей совершенствования социалистических производственных отношений в тесной связи с происходящими в обществе социальными процессами; углубление анализа социалистической собственности, отношений производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта; более полное раскрытие экономических законов социализма и путей их лучшего использования; обоснование форм сочетания общенародных, коллективных и личных интересов».
Авторы документа указали на необходимость изучения следующих узловых проблем науки и НТП: «...расширение исследований теоретических
проблем научно-технической революции и соединения ее достижений с преимуществами социализма; совершенствование материально-технической базы социализма; социально-экономические факторы и стимулы научнотехнического прогресса; ускорение внедрения в народное хозяйство принципиально новой техники и технологии; развитие творческой активности широких масс рабочих и колхозников, ученых и инженернотехнических работников в совершенствовании производства».71 Очевидно, что подобное молено было прочитать в любом популярном учебнике за 10-15 лет до появления этого постановления в 1984 г.
Для любого непредвзятого исследователя_напрашивается вывод о никчемности для науки отмеченных решений и постановлений различных партийных форумов.
Это было формальное мероприятие по «руководству» важнейшей сферой жизни общества.
Пожалуй, ничего кроме активности (а кое-где суеты) самих партийных комитетов и партбюро на местах они не вызвали.
Заметим, что оба постановления ЦК КПСС не высветили проблемы науки в регионах и
не закладывали основы, какой бы то ни было региональной научно-технической политики.
Тем не менее, есть основания 42 4 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986).
9-е изл., доп.
и испр.
Т.
14.
М., 1986.
С.
496-497.
[стр. 227]

227 лось даже странным то обстоятельство, что постановление ЦК партии было не совсем в духе статьи еще живого (до смерти оставалось 3 дня) Генерального секретаря ЦК партии Ю.В.Андропова.
Это и понятно: опубликовано постановление было в "Правде" 24 февраля 1984 г., то есть при другом Генсеке К.У.Черненко.
Новая редакция постановления, опубликованная для народа, была консервативна.
В ней общие фразы об узловых проблемах теории развитого социализма являлись шагом назад от того, что было сделано при Ю.ВАндропове.
Так, в документе отсутствовала сама идея о противоречиях при социализме, необходимости изучать эти противоречия.
Постановление отличалось полным отсутствием новизны и противоречивостью.
Новый, значительно высокий уровень идейнотеоретической работы в области экономической науки должен был обеспечиваться решительным поворотом "к реальным практическим проблемам", выдвигаемым жизнью.
В другом месте требовалось искоренение практицизма1.
В постановлении главные теоретические задачи экономической науки сводились к следующему: усиление разработки актуальных вопросов политической экономии социализма; "изучение качественных изменений в производительных силах и путей совершенствования социалистических производственных отношений в тесной связи с происходящими в обществе социальными процессами; углубление анализа социалистической собственности, отношений производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта; более полное раскрытие экономических законов социализма и путей их лучшего использования; обоснование форм сочетания общенародных, коллективных и личных интересов".
Авторы документа указали на необходимость изучения следующих узловых проблем науки и НТП: "...расширение исследований теоретических
1См.:КПССврезолюция...Т.14.
С.496-497.


[стр.,228]

228 проблем научно-технической революции и соединения ее достижений с преимуществами социализма; совершенствование материальнотехнической базы социализма; социально-экономические факторы и стимулы научно-технического прогресса; ускорение внедрения в народное хозяйство принципиально новой техники и технологии; развитие творческой активности широких масс рабочих и колхозников, ученых и инженерно-технических работников в совершенствовании производства”1.
Очевидно, что подобное можно было прочитать в любом популярном учебнике за 10-15 лет до появления этого постановления в 1984 г.
Напрашивается вывод о никчемности для науки отмеченных постановлений ЦК.
Это было формальное мероприятие по "руководству" важнейшей сферой жизни общества.
Пожалуй, ничего кроме активности (а кое-где суеты) самих партийных комитетов и партбюро на местах они не вызвали.
Заметим, что оба постановления ЦК КПСС не высветили проблемы науки в регионах и
какой бы то ни было региональной научнотехнической политики.
Значило ли все вышесказанное, что такой формальный подход высших органов партии (а по существу, государства) поставил науку в состояние растерянности, неопределенности? Знали ли научные коллективы и руководство науки чем им заниматься? Как развивалась наука, что было ею достигнуто в первой половине 80-х годов? Есть основания утверждать, что наука самооазвивалась, ученые знали чем им заниматься.
При многих недостатках, но существовавшие в ней рычаги саморазвития научная методология, теория и история науки, хозрасчетные отношения, кадры и т.д.
двигали науку и НТП на более высокие качественные рубежи.
Наука оставалась престижной областью занятости населения.
За период с 1980 по 1985 гг.
произошел рост почти на 200 1КПССврезолюциях...
Т.14.
С.496-497.

[Back]