Проверяемый текст
Подколзин Виктор Ильич; Социально-экономический потенциал экономического роста Республики Дагестан (Диссертация 2011)
[стр. 44]

обучающихся), 94 макбатов (более 700 учащихся) и т.д.
Всего было охвачено обучением 6250 человек1.
Из 19 исламских вузов 9 имеют действующие лицензии от Министерства образования РФ.
Но ни один из них не имеет государственной аккредитации, хотя в последнее время активно обсуждается вопрос о государственной
аккредитации2; в-четвертых, трудности для русских работать в таких «престижных» сферах как торговля, общественное питание, юристпруденция, здравоохранение, культура и др.
(например,
в Республике Дагестан доля русских, занятых в юристпруденции составляет всего 0,8%, а представителей титульных народов 1,1%, в торговле соответственно 0,5% и 1,2%), а также вытеснение русских с занимаемых ими должностей.
Многие «коммерсанты» из русских, не ИхМея родовой поддержки, оказываются беззащитными как перед организованным вымогательством преступных структур; так и еще более криминально организованными и этнически ориентированными отдельными властными структурами); в-пятых, рост преступности, экстремизма и терроризма в значительной степени связанного с идеологией ваххабизма.
Например, в Дагестане по данным правоохранительных органов количество приверженцев ваххабизма составляло в 2000 г.
2538 человек, в 2002 г.
-864, в 2003 г.
957, в 2004 г.
1004, в 2005 г.
988, в 2006-2009 гг.
более 1000
человек3 (конечно, не все они являются экстремистами и террористами, большинство из них просто разделяют идеологию «чистого ислама» и согласны придерживаться его канонов в быту и семейно-брачных отношениях; 1Ханбабаев К.М.
Д агестан в религиозном изм ерении //Д агестанский социологический сборник 2007.
М ахачкала, 2007 2 Гебеков Г.Ф.
С оциально-м ировозренческие конф ликты в образовательном пространстве Д агестана //О бщ ественны е науки -2009.
С еверо-К авказский регион.
Ростов-на-Д ону, 2009, с.20-24.

3 Ханбабаев К.М.
И слам ская радикальная элита в Д агестане //Н ациональны е элиты и проблемы социально-политической и эконом ической стабилизации: М атериалы В сероссийской научной конф еренции Ростов-на-Д ону.
И зд-во Ю Н Ц РА Н .
2009,
стр.324-326.

44
[стр. 48]

трудности для русских работать в таких «престижных» сферах как торговля, общественное питание, юристпруденция, здравоохранение, культура и др.
Например,
доля русских, занятых в юриспруденции составляет всего 0,8%, а представителей титульных народов 1,1%, в торговле соответственно 0,5% и 1,2%.
Многие «коммерсанты» из русских, не имея родовой поддержки, оказываются беззащитными как перед организованным вымогательством преступных структур, так и еще более криминально организованными и этнически ориентированными отдельными властными структурами; рост преступности, экстремизма и терроризма в значительной степени связанного с идеологией ваххабизма.
По данным правоохранительных органов количество приверженцев ваххабизма составляло в 2000 г.
2538 человек, в 2002 г.
-864, в 2003 г.
957, в 2004 г.
1004, в 2005 г.
988, в 2006-2009 гг.
более 1000
человек1 (конечно, не все они являются экстремистами и террористами, большинство из них просто разделяют идеологию «чистого ислама» и согласны придерживаться его канонов в быту и семейно-брачных отношениях; вытеснение русских с занимаемых ими должностей.
Например, в Кизлярском районе сельхозпредприятия возглавляют 14% русских при их удельном весе 23%, в г.
Кизляре только 29% из функционирующих предприятий и организаций возглавляют русские при их удельном весе в 45%; русская молодежь из-за привилегий этническим дагестанцам по национальному и другим признакам ощущает серьезные трудности в получении высшего и среднего специального образования.
В связи с этим органы государственной власти Республики Дагестан были вынуждены 1 Ханбабаев К.М.
Исламская радикальная элита в Дагестане //Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабилизации: Материалы Всероссийской научной конференции Ростов-на-Дону.
Изд-во ЮНЦ РАН.
2009, стр.324326.

48

[стр.,49]

установить для русских девушек и юношей при поступлении в вузы и техникумы специальные квоты .
Следует отметить, что на сокращение численности русского населения в Республике Дагестан повлияла не только миграция, но и низкая рождаемость по сравнению с народностями Республики Дагестан: в большинстве русских семей один и реже два ребенка, в то время как у дагестанских семьях их два три.
В целом миграционный прирост населения в Республике Дагестан сохранялся до 2003 года.
Начиная с 2003 г.
ситуация принципиально изменилась: началась миграционная убыль населения, которая продолжается по настоящее время.
Таблица 4.
Компоненты динамики численности населения 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Прирост общей численности населения (в год, в %) 1,8 2,0 1,8 0,8 0,8 0,7 0,7 1,1 0,9 0,9 Коэффициенты естественного прироста населения (в расчете на 1тыс.
человек населения) 9,0 9,2 9,9 9,9 9,9 9,6 9,3 и,з 12,4 12,4 Коэффициенты миграционного прироста (убыли) (в расчете на 10 тыс.
человек населения) 86 107 78 -19 -23 -23 -27 -3 -36 -30 Источник: Регионы России.
Социально-экономические показатели.
2010.
Росстат, М., 2010,Стр.
74-75,82-83, 92-93.
Миграционный отток населения из Республики Дагестан связан, в первую очередь, с высоким уровнем безработицы: население вынуждено покидать Республику в поисках работы.
В 2009 году число выезжающих за пределы Республики граждан превысило число прибывших в республику, и миграционная убыль населения составила 8045 человек, причем как в городской так и в сельской местности было отрицательное сальдо миграции (минус 3763 человек и минус 4282 49 1 Алиева В.Ф.
Русское население Дагестана /Национальные элиты и проблемы социальнополитической и экономической стабилизации.: Материалы Всероссийской научной конференции Ростов-на-Дону.
Изд-во ЮНЦ РАН.
2009,
стр.22-24.


[стр.,52]

человеческого потенциала, по которым РООН относит Республику Дагестан к странам с низким уровнем развития.
В межэтнической напряженности в Республике Дагестан особое место занимают специфика религиозной системы образования.
В Республике Дагестан исламская система образования является более разветвленной и многочисленной по сравнению с христианской и иудейской: в 2006 г.
она включала в себя 19 исламских вузов (около 2300 студентов), 14 филиалов вузов (около 250 студентов), 113 медресе (около 300 обучающихся), 94 макбатов (более 700 учащихся) и т.д.
Всего было охвачено обучением 6250 человек*.
Из 19 исламских вузов 9 имеют действующие лицензии от Министерства образования РФ.
Но ни один из них не имеет государственной аккредитации, хотя в последнее время активно обсуждается вопрос о государственной
аккредитации12 .
1 Ханбабаев К.М.
Дагестан в религиозном измерении //Дагестанский социологический сборник 2007.
Махачкала, 2007 2 Гебеков Г.Ф.
Социально-мировозренческие конфликты в образовательном пространстве Дагестана //Общественные науки -2009.
Северо-Кавказский регион.
Ростов-на-Дону, 2009, с.20-24.

В действительности в настоящее время в Республике Дагестан уже осуществляется регулирование миграционных потоков по этническому признаку: поощряют репатриацию соотечественников, понимая под ними, в первую очередь, представителей своей этнической группы, и фактически создают условия для оттока русскоязычного населения.
Увеличение или сокращение численности населения определённой этнической группы рассматривается как важнейший ресурс достижения и удержания или, наоборот, потери власти, где органы управления формируются по этническому признаку в соответствии с процентным соотношением этнических групп в структуре населения.
Как известно, Народное Собрание Республики Дагестан выступило с проектом внесения изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Предложение 52

[Back]