Проверяемый текст
Лоншакова, Надежда Анатольевна; Регионализация высшего образования : Теоретико-методологический и социологический анализ на материалах Восточной Сибири (Диссертация 2003)
[стр. 29]

29 Оценка роли и места образования в общественном развитии всегда занимала важное место в теоретическом наследии классиков социологии.
Обращение к нему позволяет обнаружить их видение этого социального феномена и используемые ими подходы к его анализу.
Так, Э.
Дюркгейм подчеркивал, прежде всего, огромную заинтересованность общества в воспитании и образовании своих граждан.
Такой акцент не случаен, ибо, по
мнению французского социолога, образование социально по своей природе, а его значимость в обществе определяется выполняемыми им социальными функциями.
«Ведущая функция образования как социального института, отмечает А.М.
Осипов, анализируя вклад Э.
Дюркгейма, состоит в поддержании связи между личностью и обществом, в укреплении целостности последнего»
(121, с.
46).
Французский социолог настойчиво и убедительно доказывает
конкретно-исторический характер образования, его обусловленность организацией общества.
Цель образования, определяющая его общественную значимость, Э.
Дюркгейм
видит в социализации молодого поколения, поскольку образование и воспитание, с одной стороны, укрепляют однородность, необходимую для коллективного существования, а с другой обеспечивают сохранение необходимого разнообразия (32, с.
259).
Если обратиться к работам М.
Вебера, то его заслуга состоит «в разработке проблем взаимодействия социальных институтов и теории бюрократии, на основе которого только и стал возможен принципиально новый анализ школы как социальной системы»
(32, с.
20).
В работе «Хозяйство и общество» (гл.
«Социология господства») Вебер
подчеркивает, что образование является инструментом господства бюрократии (понимая последнюю в позитивном смысле), помогающим удержать это господство посредством формализации обучения и определения образовательных программ.
Для Вебера образование неразрывно связано с наукой, он не отделяет его от научной деятельности.
В докладе «Наука как призвание и профессия», прочитанном им в Мюнхенском университете в 1918 г., он характеризует идеал университетского преподавателя и его деятельности.
Вебер подчеркивает необходимость
[стр. 21]

,у образование и наука, нуждаются в глубоком осмыслении.
Выбранный соискателем в качестве методологической ориентации в исследовании поставленной проблемы системный и институциональный подходы позволили использовать сформулированное Зборовским Г.Е определение, который под «образованием» предлагает «понимать устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами (на основе действующих норм и принципов) для реализации социальных функций и ролей, управления и социального контроля, в процессе которых осуществляются обучение, воспитание, развитие и социализация с последующим овладением профессией, специальностью,личности квалификацией» [162, с.
28].
В рамках институционального подхода автор рассматривает образование как элемент общественных отношений, взаимодействующий с другими ее элементами: выявление связей с производством, наукой, культурой и другими социальными институтами, системами и подсистемами.
В рамках системного образования мы понимаем как определенное автономное структурноцелостное единство, как самодостаточный феномен.
Единство этих подходов щ позволило всесторонне изучить поставленную проблему.
Оценка роли и места образования в общественном развитии всегда занимала важное место в теоретическом наследии классиков социологии.
Обращение к нему позволяет обнаружить их видение этого социального феномена и используемые ими подходы к его анализу.
Так, Э.
Дюркгейм подчеркивал, прежде всего, огромную заинтересованность общества в воспитании и образовании своих граждан.
Такой акцент не случаен, ибо, по
французского образование социально его значимость в обществе определяется выполняемыми им социальными функциями.
«Ведущая функция образования как социального института, отмечает А.М.
Осипов, анализируя вклад Э.
Дюркгейма, состоит в поддержании связи между личностью и обществом, в укреплении целостности последнего»
[259, с.
46].
Французский социолог настойчиво и убедительно доказывает
конкретно-историческии характер образования, его обусловленность организацией общества.
По его мнению, наш педагогический идеал даже в деталях есть творение общества.
Именно последнее рисует нам в общих чертах портрет того человека, которым мы хотим быть, отражая в этом портрете все особенности социальной организации».
Таким образом, цель образования, определяющего его общественную значимость, Э.
Дюркгейм
21 Ь А

[стр.,22]

* видит в социализации молодого поколения, поскольку образование и воспитание, с одной стороны, укрепляют однородность, необходимую для коллективного существования, а с другой необходимого разнообразия [см.: 104, с.
259].
обеспечивают сохранение Если обратиться к работам М.
Вебера, то его заслуга состоит «в разработке проблем взаимодействия социальных институтов и теории бюрократии, на основе которого только и стал возможен принципиально новый анализ школы как социальной системы»
[104, с.
20].
В работе «Хозяйство и общество» (глава «Социология господства») Вебер
подчёркивает, что образование является инструментом господства бюрократии (понимая последнюю в позитивном смысле), помогающей удержать это господство посредством формализации обучения и определения образовательных программ.
Для Вебера образование неразрывно связано с наукой, он не отделяет его от научной деятельности.
В докладе «Наука как призвание и профессия», прочитанном им в Мюнхенском университете в 1918 году, он характеризует идеал университетского преподавателя и его деятельности.
Вебер подчеркивает необходимость
узкой специализации в научной сфере, ибо это дает возможность глубокого изучения предмета.
Учитель, по мнению немецкого социолога, не должен быть вождем, он не должен «учить жить», т.е.
влиять на мировоззрение [см.: 104, с.567-578, 727].
Это требование абсолютно вписывается в его общеметодологический принцип «свободы от оценок».
М.
Вебер существенно ограничивает процесс образования изложением фактов без их мировоззренческой интерпретации.
Иное видение роли образования в обществе содержится в работах К Мангейма «Диагноз нашего времени» и «Идеология и утопия», в которых, по его мнению, существенные изменения в образовательной сфере связаны с постепенным переходом от концепции фрагментарного образования к концепции интегрального ‘образования.
«Эта тенденция к фрагментарности образования, пишет он, была нарушена, когда появились концепции образования взрослых, обучение вне стен университета, курсы повышения квалификации, познакомившие нас с идеей постобразования и переквалификации» [232, с.
642].
Идеи К.
Мангейма способствовали росту интереса к непрерывному образованию и роли общества в его осуществлении, суть которых он четко он формулирует в следующих положениях: образование формирует не абстрактного человека, не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества; 22

[Back]