Проверяемый текст
Лоншакова, Надежда Анатольевна; Регионализация высшего образования : Теоретико-методологический и социологический анализ на материалах Восточной Сибири (Диссертация 2003)
[стр. 45]

45 Если исходить из посылки, что система образования неотъемлемая часть целостной системы общества, то высшее образование следует рассматривать в системе общественных отношений, так как общественные отношения совокупность всех видов отношений общества: политических, экономических, социальных и т.д.
Недопонимание этого может привести к провалу преобразований и реформ не только в сфере образования, но и в обществе в целом.
Именно этой недооценкой можно объяснить, по мнению Б.С.
Гершунского и Р.
Шейермана, крайне непродуктивные попытки реформировать, трансформировать, стандартизировать, дифференцировать, деполитизировать и т.д.
систему образования «в отдельно взятой стране, регионе, городе, вузе»
(49, с.
16) .
Отличительной чертой образования, по сравнению со многими другими общественными явлениями, становится его изначальное социальное
содержание.
Оно направлено на формирование личности, ее культуры, нравственности, которое осуществляется в специализированных социальных институтах.
Удовлетворяя важнейшую общественную потребность в передаче социального опыта, социализации, образование как социальный институт становится объектом пристального интереса со стороны общества в лице других его социальных институтов, социальных групп, личности.

Сегодня лишь образование оказывается тем главным социальным институтом, через который только и возможны трансляции и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества, да и самих
сверхценИ ных «общечеловеческих ценностей».
Вполне закономерным, в связи с этим, являются положения принятой в январе 2000 г.
на Всероссийском совещании работников образования Национальной доктрины образования в Российской Федерации.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает обра
[стр. 37]

I Образованию предпосылается функция своеобразного генератора механизма развития общества.
Последнее становится возможным в случае, когда в систему высшего образования вводится содержание, позволяющее участникам учебно-воспитательного процесса занимать особое положение в обществе, предлагать способы и механизмы достижения тех целей, которые обеспечивают ему прогрессивное развитие.
В этом случае образование становится и механизмом развития общества, ибо «образование выступает как государственная, общественная и личностная ценность, так как имманентно содержит в себе мотивацию и стимулы социальной деятельности в целом» [118, с.
38].
Прав Б.С.
Гершунский, отмечающий, что реализация первого выделенного варианта развития высшего образования вводит Россию в ситуацию постепенного зависимого пристраивания к интернациональной экономике, превращая в ее сырьевой придаток; приводит к сокращению объемов финансирования отечественного образования в связи с ориентацией на зарубежные учебные заведения и минимизацией развития отечественной системы высшего образования.
Для реализации же второго варианта, напротив, необходима система образования, соизмеримая с достигнутыми мировыми стандартами и соответствующая тем целям и задачам, которые определяются для развития Российского государства.
При этом национальная доктрина развития образования России может стать проектом мирового развития, поскольку даёт мировому сообществу пример сохранения общественной и государственной безопасности [см.: 118, с.
38].
Если исходить из посылки, что система образования неотъемлемая часть целостной системы общества, то высшее образование следует рассматривать в системе общественных отношений, так как общественные отношения совокупность всех видов отношений общества: политических, экономических, социальных и т.д.
Недопонимание этого может привести к провалу преобразований и реформ не только в сфере образования, но и в обществе в целом.
Именно этой недооценкой можно объяснить, по мнению Б.С.
Гершунского и Р.
Шейермана, крайне непродуктивные попытки реформировать, трансформировать, стандартизировать, дифференцировать, деполитизировать и т.д.
систему образования «в отдельно взятой стране, регионе, городе, вузе»
[119, с.
16] .
Отличительной чертой образования, по сравнению со многими другими общественными явлениями, становится его изначальное социальное
37 I I

[стр.,38]

I содержание.
Оно направлено на формирование личности, ее культуры, нравственности, которое осуществляется в специализированных социальных институтах.
Удовлетворяя важнейшую общественную потребность в передаче социального опыта, социализации, образование как социальный институт становится объектом пристального интереса со стороны общества в лице других его социальных институтов, социальных групп, личности.

Историческое предназначение современной системы образования новую гармонию технической духовной культуры в сознании общества и человека в условиях складывающейся постиндустриальной цивилизации, по мнению ведущих исследователей данной проблемы Д.
Белла и Э.
Тоффлера, несет в себе фрагментацию общественных связей, сознания и деятельности отдельной личности.
Происходит крушение общности, смысла жизни и структур повседневности человека, что с особой остротой чувствуют молодые люди.
Начало этих процессов в 50-е годы прошлого столетия отражены в частности, трудах Д.
Рисмена «Одинокая толпа» и Э.
Тоффлера «Футурошок».
По мнению свердловских социологов, выполнивших по этой проблеме содержательное и эвристичное проф Баразгова), в 90-е годы этот процесс принял системный и необратимый характер, при этом перед системой образования «встала задача не простого построения более эффективного механизма преемственности культуры, но институционального участия в построении новой культуры.
И эта новая культура призвана стать основой жизнеспособности социальных систем и каждого человека» [300, с.
6].
Сегодня лишь образование оказывается тем главным социальным институтом, через который только и возможны трансляции и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества, да и самих
сверхценных «общечеловеческих ценностей».
Вполне закономерным, в связи с этим, являются положения принятой в январе 2000 г.
на Всероссийском совещании работников образования Национальной доктрины образования в Российской Федерации.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование
сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
38

[Back]