представляются весьма справедливыми высказывания К. Маркса, который подчеркивал, что «люди суть продукты обстоятельств и воспитания», отмечая, что «обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан».1 Вот почему важнейшее условие формирования необходимых личностных качеств индивида, в том числе обеспечение высокого уровня правовой культуры совершенствование общественных отношений, а если подходить к проблеме предметно, то образовательных.2 Необходимо также отметить, что было бы недостаточным только зафиксировать зависимость целей, задач, возможностей воспитания от объективных факторов. Принципиально важно подчеркнуть, что задача правового воспитания выработки у граждан уважения к закону, неразрывно связана с проблемой преобразования российского общества. При этом речь идет не только об экономических отношениях, но и всех социальных. В этой связи возникает вопрос: как именно и в каком направлении должны осуществляться проекты по совершенствованию общественных отношений? В современных условиях российские реформы, в том числе и в сфере образования осуществляются в контексте процесса глобальных изменений во всем мировом сообществе, нередко воспринимаемых исследователями как разворачивающийся процесс становления новой цивилизации, порождающей круг проблем, которые не имеют удовлетворительного теоретико-юридического и методологического решения. В литературе имеются суждения о, якобы, уже определившихся свидетельствах складывания нового типа цивилизации, для которой присущи: «новое планетарное мироощущение, многополюсная культура, формирование новых способов коммуникаций и ценностей, поиски альтернативных способов жизни и мировоззрений».3 Вполне естественно, что этот процесс в условиях развитых средств массовой информации (ТВ, 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. С. 2. 2 Безусловно, их отграничение от других отношений в реальной действительности невозможно, и все же они носят специфический характер и требуют самостоятельного правового регулирования. 3 Розин В.И. Генезис права. М.: Издат. Дом «Nota Вепе», 2002. С. 20. 111 |
74 на личность несовершеннолетнего.147 В этом смысле представляются весьма справедливыми высказывания К. Маркса, который подчеркивал, что «люди суть продукты обстоятельств и воспитания», отмечая, что «обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан»148 . Вот почему важнейшее условие обеспечения высокого уровня правосознания – совершенствование общественных отношений, а если подходить к проблеме предметно, то образовательных.149 Необходимо отметить, что было бы недостаточным только зафиксировать зависимость целей, задач, возможностей правовоспитания от объективных факторов. Важно подчеркнуть, что задача правового воспитания несовершеннолетних, выработки у них уважения к закону неразрывно связана с проблемой преобразования правовой системы общества. В этой связи возникает вопрос, как именно и в каком направлениидолжныосуществлятьсяпроектыпосовершенствованиюобщественных отношений? Реализация концепции правовой реформы, обозначенной в Указе Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации»150 , предполагала в качестве одного из ее направлений развитие юридической науки и правового воспитания, направленного на формирование правосознания. К сожалению, мониторинг правового реформирования осуществляется явно непоследовательно, недостаточно комплексно реализуются меры по правовому воспитанию детей и подростков. В современных условиях российские реформы, в том числе и в сфере образования, затрагивающие напря147. Значительное число авторов, занимавшихся проблемами теории правового воспитания и правосознания, исходили из широкого понимания правового воспитания как целенаправленного и систематического влияния на правосознание всего уклада общественной жизни и идеологических факторов. Другие же ученые-юристы рассматривают правовое воспитание лишь как идеологическую деятельность, направленную на формирование сознания и поведения в правовой сфере индивидов и их групп, выделяя его в качестве относительно самостоятельной части из всего процесса формирования личности в правовой сфере. 148. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3. – М., 1972. – С. 2. 149. Безусловно, их отграничение от других отношений в реальной действительности невозможно, и все же они носят специфический характер и требуют самостоятельного правового регулирования. 150. СЗ РФ, 1995, № 28, ст.2642. 75 мую несовершеннолетних, осуществляются в контексте процесса глобальных изменений во всем мировом сообществе, нередко воспринимаемых исследователями как разворачивающийся процесс становления новой цивилизации, порождающей круг проблем, которые не имеют удовлетворительного теоретико-юридического и методологического решения. В литературе имеются суждения о, якобы, уже определившихся свидетельствах складывания нового типа цивилизации, для которой присущи: «новое планетарное мироощущение, многополюсная культура, формирование новых способов коммуникаций и ценностей, поиски альтернативных способов жизни и мировоззрений»151 . Вполне естественно, что этот процесс в условиях развитых средств массовой информации (телевидение, радио, сеть Интернет) не может не оказывать влияние на несовершеннолетних, испытывающих стихийное воздействие среды и приобретающих, в том числе, правовые знания в процессе образовательной деятельности.152 Говоря о проблемах формирования правосознания детей и подростков, методологически важно исходить из природы личности. Материалистический подход предполагает ее рассмотрение, прежде всего, как общественного существа. В своей сущностной основе человек, как известно, в поведении представляет собой совокупность общественных отношений. Как само общество производит человека, так и человек производит общество. Исходя из этой методологической основы, можно лучше понять характер взаимодействия и взаимовлияния общества и учащейся молодежи, их взаимную обусловленность. А это, в свою очередь, позволяет вернее осмысливать процессы формирования и воспитания ребенка в условиях интерната как субъекта образовательных правоотношений. Исследование проблемы показывает определяющую роль объективных факторов по отношению как к общественному 151. См.: Розин В.И. Генезис права. – М., 2002. – С. 20. 152. Необходимость создания системы правового воспитания с опорой на традиции и особенности российской правовой системы, обеспечивающей веру в «государственную справедливость», закон, подчеркивается современными учеными. См. подробнее: Лукашева Е.А. Совершенствование деятельности государства – необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. – 2005. – № 5. – С. 65. |