Проверяемый текст
Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры / LEX RUSSICA 2004, N2.
[стр. 71]

от сходных и достаточно близких ему других правовых явлений, предполагающих, вместе с тем, наличие между ними органической связи.
В этой связи необходимо подчеркнуть, прежде всего, тесную взаимосвязь правовой культуры с правовым сознанием.
Главное, что объединяет правосознание и правовую культуру заключается в том, что и то и другое связно с познанием сущности правовых явлений.
Вместе с тем, правовая культура выражает именно уровень познания правовых явлений, достижения и ценности в сфере права.
Чем глубже и полнее проникновение человека в сущность правовых явлений, тем больше предпосылок для последующего эффективного правового регулирования общественных отношений.
Здесь наиболее отчетливо проявляется органическая связь и зависимость правовой культуры от правосознания.
В
теории права сосуществуют разные точки зрения относительно правовой культуры.
Но применительно к пониманию правового государства правовая культура включает в себя только ту часть правового сознания, которая представляет достаточно высокий его уровень и связана с освоением правовых ценностей.
Поэтому правовое сознание включается в правовую культуру, только в той его части, в какой оно имеет положительное значение и может обозначаться только со знаком плюс.

И в этой связи нам нельзя, в полной мере согласиться, с характеристикой правовой культуры как формы правосознания хотя бы и наиболее высокой и емкой.1 Правовая культура, включая в себя познавательную функцию правосознания в снятом виде, делает акцент на ее праксеологической направленности.
Вот почему правовая культура не ограничивается сферой познания, а выступает одновременно и мерой практического освоения и использования правовых знаний.
Отсюда, на наш взгляд, было бы неверным сводить
право1 Венгеров А.Б.
Теория государства и права: Учебник
для юридических вузов.
М.: Новый Юрист, 1998.
С.
585.
71
[стр. 1]

ЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Н.Я.
СОКОЛОВ* О ПОНЯТИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Сегодня становится особенно очевидным, что успешное решение экономических, политических и социальных задач невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь.
В этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правового государства, реализации правовой реформы, усилении борьбы с преступностью.
Основные направления и тенденции развития правовой культуры общества, определяются прежде всего глубинными закономерностями взаимодействия экономического строя, культуры и права, результатом чего правовая культура и является.
Необходимость правовой культуры обусловливается прежде всего объективными причинами существования права в обществе.
Правовая система тесно взаимодействует с культурой общества, которая понимается обычно как совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей, признаваемых в определенной общности и передаваемых другим общностям и индивидам, а также поколениям1.
От © Соколов Н.Я., 2004 * Доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права МГЮА.
См.: Ким М.П.
О культуре как предмете исторического изучения.
М., 1974; Межуев В.М., Злобин Н.С., Келле В.Ж.
и др.
Проблемы философии культуры: 2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №2 уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явлений, понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего развития.
Уровень общей культуры общества, адекватность отражения в ней потребностей общественного развития – необходимое условие правильной постановки цели в праве, успеха в правовом регулировании, направленном на ее достижение.
С другой стороны, само право, правовая культура выступают в качестве необходимой составной части культуры общества.
Многие правовые идеи и принципы являются результатом многовекового развития общества, исторического опыта человечества.
Среди них такие, как господство права, верховенство закона, презумпция невиновности, ответственность за вину, неразрывное единство прав и обязанностей, толкование сомнений в пользу обвиняемого и многие другие.
Что же понимается под правовой культурой? В юридической литературе имеются самые различные определения и толкования.
Это обусловлено разнообразными познавательными и практическими задачами, научным анализом одного и того же явления под различными углами зрения.
Кроме того, правовая культура рассматривается применительно как к обществу в целом, так и отдельным его социальным группам, а также личности.
Многообразие определений правовой культуры объясняется и тем, что исследователи изначально вкладывают различный смысл в исходные понятия, прежде всего такие, как «право» и «культура».
Все это находит свое отражение и в учебной юридической литературе, серьезно осложняя освоение этой темы.
Внимательное изучение проблемы позволяет тем не менее выделить несколько основных подходов к пониманию правовой культуры общества и личности, сложившихся в юридической научной и учебной литературе.
Так, нередко в правовую культуру общества в юридической литературе включают: право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правовое поведение2.
Правовую культуру рассматривают также как деятельность по производству, распределению, потреблению ценностей правового характера3.
Правовая культура трактуется нередко опыт историко-материалистического анализа.
М., 1984; Давидович В.Е., Жданов Ю.А.
Сущность культуры.
Ростов-на-Дону, 1979; Маркарян Э.С.
Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ).
М., 1983.
См.: Каминская В.И., Ратинов А.Р.
Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания.
М., 1974.
С.
42– 43; Мухаев Р.Т.
Теория государства и права: Учебник для вузов.
М., 2001.
С.
414.
См.: Лукашева Е.А.
Право, мораль, личность.
М., 1986.
С.
44; Сальников В.П.
Социалистическая правовая культура.
Саратов, 1989.
С.
12; Зорченко Е.А.
Формирование правовой культуры трудящихся.
Минск, 1984.
С.
17.
О понятии правовой культуры Соколов Н.Я.
через понятие уровня развития ее компонентов: в ней выделяются уровни правосознания, законности, совершенства законодательства, совершенства юридической практики.
В числе показателей уровня правовой культуры называются также развитость правовых взглядов, широта и гарантированность прав, уровень правоохранительной деятельности, уровень юридического образования и воспитания4.
Существует и другая тенденция – характеристика правовой культуры в качестве идейно-правового состояния общества, ее определение через категории «правовая жизнь», «правовая организация», «правовой прогресс» и подобные правовые явления5.
Вместе с тем нельзя не обратить внимания на слишком большой разброс подходов в понимании правовой культуры, что не позволяет выявить единую сущность этого явления.
В результате некоторые подходы к исследованию правовой культуры оказываются противоречивыми, а подчас просто несовместимыми.
В этой связи возникают вопросы, на которые в юридической литературе не находится ответов.
Так, в свое время В.И.
Каминская и А.Р.
Ратинов предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей.
По их мнению, в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: а) право как система норм, выражающих государственные веления; б) правоотношения, т.е.
система общественных отношений, регулируемых правом; в) правовые учреждения и институты, т.е.
система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; г) правовое поведение, как правомерное, так и противоправное; д) правосознание (правовая психология), т.е.
система духовного отражения правовой действительности 6.
Другие авторы в этот перечень дополнительно включают критерии политической оценки права и правового поведения, правотворческую деятельность, а также правовую науку7.
Не вызывает сомнения, что приведенные подходы к определению правовой культуры общества в целом верно отражают основное содержание этого понятия.
Но, к сожалению, оно чрезвычайно близко примыкает и См.: Алексеев С.С.
Проблемы теории права: Курс лекций.
Свердловск, 1972.
Т.
1.
С.
179–180; Семитко А.П.
Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс.
Свердловск, 1990.
С.
21; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.
В.В.
Лазарева.
М., 1996.
С.
203.
См.: Красавчиков О.А.
Основные черты и значение социалистической правовой культуры // Советское государство и право.
1968.
№ 6.
С.
17; Явич Л.С.
Общая теория права.
Л., 1976.
С.
84.
См.: Каминская В.И., Ратинов А.Р.
Указ.
соч.
С.
42–43.
См.: Кейзеров Н.М.
Политическая и правовая культура.
М., 1883.
С.
113.
2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №2 фактически совпадает с другими.
Не спасает положения и предложение некоторых авторов понимать правовую культуру в широком и узком смыслах.
В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты: законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику, правовое поведение граждан, правовое сознание.
Как правильно отмечается самими авторами, правовая культура в этом случае отождествляется с правовой системой8.
Думается, что такой подход не только не разрешает, но, напротив, создает новые трудности в рассмотрении правовых проблем как в сфере исследовательской, так и образовательной.
Остается неясным также, каким образом изложенное выше понимание правовой культуры можно перенести на уровень личности, что общего в правовой культуре общества и, предположим, должностных лиц, юристов.
Не дает ответа на поставленный вопрос и обращение к работам авторов, специально исследовавших правовую культуру личности.
Так, Е.В.
Аграновская под правовой культурой личности понимает систему взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности и необходимости юридических прав и обязанностей, которые опосредуют отношение личности к правовой жизни общества, определяют ее правовое поведение9.
К сожалению, и в данном случае трудно уяснить связь правовой культуры личности и общества в целом.
Представляется, что указанную трудность тем не менее можно преодолеть путем более точного определения сущности правовой культуры, которая находила бы свое проявление в различных ее уровнях, формах, в том числе и в правовой культуре общества, отдельных социальных групп, а также личности.
В этой связи мы предлагаем рассматривать в качестве сущности правовой культуры меру освоения правовых ценностей, накопленных обществом, и их использования различными субъектами в правовой сфере.
На наш взгляд, такое понимание правовой культуры позволяет, с одной стороны, органически совместить позитивные моменты, имеющиеся в подходах других ученых-юристов к исследованию этого феномена, а с другой – отразить общую природу различных проявлений культуры.
Переходя к раскрытию содержания правовой культуры юристов, необходимо сразу же отметить, что было бы неправильным понимать термин «мера» лишь как определенный показатель.
«Мера» как философская категория выражает глубинное диалектическое единство качественных и количественных характеристик того или иного явления10.
В рамках данной См.: Мухаев Р.Т.
Указ.
соч.
С.
414.
См.: Аграновская Е.В.
Правовая культура и обеспечение прав личности.
М., 1988.
С.
18.
См.: Философский энциклопедический словарь.
М., 1983.
С.
360.
О понятии правовой культуры Соколов Н.Я.
меры количественные характеристики объекта могут меняться за счет степени развития, не изменяя при этом его качество.
Мера – это своего рода сфера, зона, область, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом сущностные характеристики.
В рамках меры объект сохраняет свое качество, в то время как выход за ее пределы влечет за собой наступление нового состояния, в том числе принципиально отличного от прежнего и даже противоположного ему.
Понимание правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей имеет и другое преимущество – оно не только не лишает ее иных характеристик, которые даются другими учеными-юристами, но, напротив, органично включает их в себя.
Прежде всего предложенное понимание позволяет подходить к проблеме с самых широких позиций.
В этой связи правовая культура выступает как разновидность общей культуры.
Правовая культура функционирует в органическом взаимодействии с другими ее областями и сферами: экономической, политической, нравственной (этической), религиозной, эстетической и т.д., испытывая на себе их обратное воздействие, которое нередко является определяющим.
С учетом избранного нами аспекта категория правовой культуры может использоваться для характеристики всей правовой системы, всей правовой надстройки11.
Это наглядно демонстрирует, что правовая культура не только многоплановое, многофункциональное явление общественной жизни, но и многоуровневое образование.
Оно включает в себя правовую культуру общества, классов и других социальных групп, а также отдельной личности.
Каждая из них может явиться предметом специального научного анализа.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает исследование такой разновидности индивидуальной и групповой правовой культуры, какой является профессиональная культура юристов.
Правовая культура предполагает наличие правовых ценностей, без которых она невозможна.
Под ценностями в литературе обычно принято понимать предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала.
Важная роль в демократическом обществе отводится правовым ценностям, к которым прежде всего принадлежит само право как важнейшее средство регулирования общественных отношений.
Невозможно, наЭто обстоятельство справедливо отмечается и другими авторами, углубленно исследующими проблемы правовой культуры (см.: Теория государства и права: Учебник / Под ред.
В.К.
Бабаева.
М., 1999.
С.
307).
2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №2 пример, говорить о правовом государстве, если в нем имеет место недооценка роли и значения права, не обеспечивается независимость суда, неэффективна работа правоохранительных органов, ущемляются или хотя бы недостаточно гарантируются права человека.
Вместе с тем правовые ценности – это и система правовых знаний, взглядов, правовые установки и ценностные ориентации.
В правовых ценностях сконцентрирован опыт предшествующих поколений, который позволяет человечеству выбрать оптимальные пути своего дальнейшего правового развития.
На уровне конкретной личности независимо от того, идет ли речь о рядовом гражданине или же профессиональном юристе, освоение правовых ценностей позволяет принимать правильные решения, действовать, соизмеряя свои права и обязанности с законными интересами общества, государства, а также других граждан12.
Понимание сущности правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей органически связывает ее с определенным уровнем развития правового сознания и поведения.
Правовая культура является обобщающей, интегрирующей характеристикой структурного единства понятий правосознания и поведения в сфере права.
В этом заключается один из принципиальных моментов, позволяющих качественно отграничить правовую культуру как относительно самостоятельное явление, от сходных и достаточно близких ему других правовых явлений, предполагающих вместе с тем наличие между ними органической связи.
В этой связи необходимо подчеркнуть прежде всего тесную взаимосвязь правовой культуры с правовым сознанием.
Главное, что объединяет правосознание и правовую культуру заключается в том, что и то и другое связно с познанием сущности правовых явлений.
Вместе с тем правовая культура выражает именно уровень познания правовых явлений, достижения и ценности в сфере права.
Чем глубже и полнее проникновение человека в сущность правовых явлений, тем больше предпосылок для последующего эффективного правового регулирования общественных отношений.
Здесь наиболее отчетливо проявляется органическая связь и зависимость правовой культуры от правосознания.
В
то же время правовая культура включает в себя только ту часть правового сознания, которая представляет достаточно высокий его уровень и связана с освоением правовых ценностей.
Поэтому правовое сознание включается в правовую культуру, только в той его части, в какой оно имеет положительное значение и может обозначаться только со знаком «плюс».
См: Алексеев С.С.
Социальная ценность права в советском обществе.
М., 1971.
С.
39, 197; Рабинович П.М.
Социалистическое право как ценность.
Львов, 1985.
С.
30.
О понятии правовой культуры Соколов Н.Я.
Поэтому трудно, на наш взгляд, в полной мере согласиться с характеристикой правовой культуры как формы правосознания, хотя бы и наиболее высокой и емкой13.
Правовая культура, включая в себя познавательную функцию правосознания в снятом виде, делает акцент на ее
праксиологической направленности.
Вот почему правовая культура не ограничивается сферой познания, а выступает одновременно и мерой практического освоения и использования правовых знаний.
Отсюда, на наш взгляд, было бы неверным сводить
правовую культуру к уровню знания права членами общества и уважительному отношению к праву, высокому престижу права в обществе14.
Другое принципиальное различие правовой культуры, позволяющее отграничить ее от правового сознания, связано с характеристикой первой как мерой использования правовых ценностей.
Это предполагает включение в содержание правовой культуры поведения и деятельности в сфере права.
Более того, в силу самой сущности правовой культуры она предполагает не просто правомерное, а социально-активное поведение.
О социально-правовой активности свидетельствует добровольная, сознательная деятельность, выражающаяся в интересе к праву, его уважении, признании высокого престижа деятельности правовых учреждений, связанная с поиском наиболее эффективных путей использования своих правомочий и реализации обязанностей.
Это свидетельствует также о том, что в качестве важного признака правовой культуры может рассматриваться творческий характер деятельности, особенно когда речь идет об определенных профессиональных сферах, и прежде всего юридической.
Обращая внимание на творческий характер правовой культуры, имеет смысл отметить также, что некоторыми учеными и сама культура понимается как синоним творческой деятельности15.
Думается, что в современных условиях, когда особенно возрастают требования к работе суда, правоохранительных органов, это обстоятельство необходимо подчеркивать особо, разъяснять его общественному мнению, повышать требовательность к уровню постановки работы в юридических учебных заведениях.
Нет необходимости говорить об исключительной актуальности этого сегодня, когда нарастает волна критики со стороны российской общественности в адрес суда, прокуратуры, милиции за непрофессионализм, беспринципность, медлительность в расследовании и привлечении к ответственности лиц, причастных к убийствам известных См.: Венгеров А.Б.
Теория государства и права: Учебник.

М., 1998.
С.
585.
См.: Черданцев А.Ф.
Теория государства и права: Учебник для вузов.
М., 1999.
С.
341.
См.: Злобин Н.С.
Культура и общественный прогресс.
М., 1980.
С.
28.
2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №2 ученых, журналистов, а также к финансовым махинациям и другим преступлениям.
Рассматриваемая проблема особое значение имеет для анализа стадий правового регулирования, эффективность которого самым неразрывным образом зависит от состояния культуры общества, в том числе правовой.
Характерно также и то обстоятельство, что первоначальная стадия правового регулирования называется правотворчеством.
Ее результативность определяется не только объективными предпосылками, но и состоянием юридической науки, внедрением в практику научных рекомендаций.
В современных условиях особое значение приобретает и уровень правовой культуры депутатского корпуса.
К сожалению, даже при самом общем рассмотрении уровень правовой подготовки народных представителей вряд ли можно назвать отвечающим потребностям сегодняшнего дня.
Незнание элементарных норм права, неумение ориентироваться в действующем законодательстве, а нередко и правовой нигилизм – вот основные показатели правового сознания значительной части депутатов.
Между тем их должны отличать уважение к праву, убежденность в справедливости закона, активное участие в законодательной деятельности, стремление максимально способствовать упрочению правопорядка.
Не меньшее значение имеет правовая культура и для стадии реализации права.
Объективная потребность общества в реализации субъективных прав и юридических обязанностей подчеркивает роль и значение как индивидуальной, так и массовой правовой культуры.
Поэтому решение задач, связанных с этой стадией правового регулирования, предполагает прежде всего повышение уровня обыденного правового сознания, вооружение граждан навыками практического правомерного поведения в сфере права, преодоление нигилистических настроений.
Несколько иначе этот вопрос должен решаться в сфере применения права.
Здесь на первый план выступает задача повышения правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц.
Хотя бы потому, что правовая культура должностных лиц имеет исключительно важное значение для обеспечения прав граждан.
Вместе с тем состояние правовой культуры должностных лиц выступает существенной характеристикой государственного управления.
Значение правовой культуры должностных лиц особенно возрастает в связи с необходимостью совершенствования государственного аппарата, усложнением управленческих функций, повсеместного внедрения в государственную жизнь правовых начал.
Специального внимания заслуживает исследование и повышение уровня правовой культуры юристов, состояние которой сказывается на всех стадиях правового регулирования.
Как отмечается в юридической литературе, профессионально-правовая культура предполагает глубокие, объемные и формализованные знания источников права, правильное понимание принципов, целей и задач правового регулирования, профессиоО понятии правовой культуры Соколов Н.Я.
нальное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с требованиями законности, т.е.
высокую степень владения правом в предметно-практической деятельности16.
На формирование профессиональной правовой культуры и нацелено юридическое образование.
Качественная и количественная характеристика деятельности личности, социальных групп позволяет оценить ее уровень как соответствующий или не соответствующий критериям правовой культуры.
На наш взгляд, совершенно неправильно относить к элементам правовой культуры противоправное поведение, противоправную деятельность.
Между тем с совершенно иным подходом можно встретиться в юридической, в том числе учебной литературе.
Так, по мнению Л.И.
Спиридонова, «институционализируются, а следовательно, и нормируются самые разные виды человеческой деятельности, превращаясь в часть культуры независимо от того, положительную или отрицательную роль они играют в обществе»17.
В учебнике по теории государства и права под редакцией М.М.
Рассолова, О.В.
Лучина, Б.С.
Эбзеева выделяется так называемая «негативная правовая культура»18.
Хотя, на наш взгляд, здесь должна вестись речь о правовом бескультурье19.
На наш же взгляд, в параметры, задаваемые требованиями правовой культуры, не укладывается не только противоправное, но и девиантное, маргинальное, конформистское поведение.
В противном случае это противоречило бы и общепризнанному положению о том, что правовая культура содержит совокупность правовых требований, хранит и обогащает образцы и идеалы должного поведения, авторитета закона и уважения к нему.
По существу, правовая культура имеет место тогда, когда обеспечивается систематическое воспроизведение единства правовых знаний, убеждений, ценностей и практической деятельности по их реализации в норме поведения, ставшей общим правилом.
Следовательно, отклонение в деятельности и поведении от требований правовых норм не может быть содержанием правовой культуры.
См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.
В.В.
Лазарева.
С.
203.
Спиридонов Л.И.
Теория государства и права.
М., 1996.
С.
121.
См.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.
М.М.
Рассолова, В.О.
Лучина, Б.С.
Эбзеева.
М., 2000.
С.
406.
Любопытно, что несколькими страницами ранее авторы утверждают, что лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется определенным уровнем знания действующих норм; ему свойственно уважительное отношение к праву и оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит (см.: Там же.
С.
403).
2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №2 Понимание правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей тесно связано с содержательной характеристикой качественного состояния правовой жизни общества, составляющих его социальных групп и индивидов20.
Оно определяется прежде всего социальноэкономическим и общественно-политическим уровнем развития общества, наличием или же отсутствием в нем реальной демократии.
Его практическим выражением выступает уровень правовой деятельности и связанные с ним ее результаты.
Вряд ли можно высоко оценить качество правовой жизни общества при неэффективной работе законодательных, исполнительных и судебных органов, отсутствии четкой системы правового информирования, принижении роли общественного мнения.
Особенно важным показателем этого состояния является степень гарантированной государством свободы поведения личности, связанной с реализацией ее прав в единстве с ответственностью перед обществом.
Поэтому весьма трудно согласиться с встречающимся в юридической литературе определением правовой культуры в качестве правового режима.
Хотя бы и обеспечивающего надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности21.
На наш взгляд, отнесение правовой культуры к правовому режиму обедняет ее содержание, сводя в основном к соблюдению и исполнению субъектами правовой жизни установленных предписаний.
Правовая культура в предлагаемом понимании ее сущности рассматривается и как способ деятельности общества, личности, в правовой сфере.
Это такой способ деятельности граждан или же служащих, сотрудников правоохранительных органов и т.д., когда наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям.
Предполагается согласованность их поведения с правовыми нормами, включая соблюдение, исполнение, использование и применение предписаний правовых норм.
В результате происходит постоянное обогащение системы правовых ценностей и дальнейшее правовое развитие как самих граждан, так и общества в целом.
Применительно к гражданам и особенно должностным лицам, юристам можно утверждать, что способ их участия в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности как раз во многом и характеризует меру освоения и использования ими ценностей правовой культуры.
См.
подр.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.
Н.И.
Матузова, А.В.
Малько.
М., 2000.
С.
626–637.
См.: Сырых В.М.
Теория государства и права: Учебник для вузов.
М., 1998.
С.
124.
– – – Противоположностью правовой культуры выступает правовой нигилизм.
Он характеризуется неуважительным отношением к действующей правовой системе, законодательству, практике его применения независимо от того, в какой сфере – идеологической или социально-психологической – они проявляются.
Правовой нигилизм может быть рассмотрен прежде всего как одно из состояний правосознания.
Под состояниями общественного сознания принято понимать определенную его настроенность и направленность под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств22.
К сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать, что в российском обществе нигилистические настроения получили весьма широкое распространение.
Это проявляется в девальвации правовых ценностей, умышленном игнорировании требований законности, их подмене целесообразностью, конфронтации законодательной и исполнительной, федеральной и региональных властей, нарушении прав и свобод человека23.
Поэтому для успешного решения задач, связанных с повышением эффективности правового регулирования, чрезвычайно важно не допускать такого состояния общества, когда в нем преобладали бы нигилистические тенденции.
И наоборот, состояние общества, в котором среди доминирующих взглядов важное место принадлежит идее исключительной ценности права, необходимости всестороннего укрепления законности и правопорядка, усиления правового воспитания граждан, несомненно, положительно скажется на развитии российской правовой системы.
Понимание правовой культуры требует выделения и такой ее содержательной черты, как преемственность.
К сожалению, проблеме преемственности, в том числе в праве, правовой культуре у нас уделяется явно недостаточное внимание.
В советские времена предпочитали говорить о революции, сегодня о реформах, модернизации и т.п.
Однако как показывает реальная практика, нередко за громкими лозунгами скрывается правовой нигилизм.
Отказ от правовых ценностей, если они действительно являются таковыми, открывает путь к произволу, сокрушению правопорядка.
Между тем ни революции, ни реформы не являются отрицанием цивилизации, культуры.
Они не могут обойтись без научно разработанных, правильно сформулированных с точки зрения юридической техники, законов, См.: Уледов А.К.
Структура общественного сознания.
М., 1968.
С.
300; Лукашева Е.А.
Социалистическое правосознание и законность.
М., 1973.
С.
62–63.
См.: Матузов Н.И.
Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной «медали» // Правоведение.
1994.
№ 2; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.
Н.И.
Матузова, А.В.
Малько.
С.
683–721; Туманов В.А.
О правовом нигилизме // Советское государство и право.
1989.
№ 10.
С.
20–27; Его же.
Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право.
1993.
№ 8.
С.
52–59.
2004 LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №2 авторитетно и эффективно регулирующих общественные отношения, даже если они принципиально новые.
Правовая преемственность – один из важнейших законов общественной жизни.
Старые правовые ценности не должны отбрасываться, отвергаться только потому, что они служили прежнему, отвергнутому строю.
Каждая историческая эпоха передает другой свой правовой уклад, но передает не как музейный экспонат, который надо хранить в неприкосновенности, а как основу, из которой должны развиваться новые формы, новое право.
Преемственность выражает момент связи старого с новым в процессе развития24.
Реализуется преемственность в акте усвоения и овладения накопленным опытом, который в концентрированном виде заключен в правовых ценностях.
И сегодня движение России к правовому государству вызывает потребность вновь обратиться к достижениям мировой юридической культуры.
Важно насытить наше законодательство результатами цивилизации, глубокими общечеловеческими началами, обогатить деятельность государственного аппарата, правоохранительных органов достижениями науки управления, демократическими процедурами.
Однако этот процесс только начинается.
И тем большую тревогу вызывает то обстоятельство, что достижениями мировой правовой культуры нередко пренебрегают.
В том числе и многие политические деятели, государственные руководители, работники аппарата, часть из которых все еще обременена юридическим нигилизмом, проповедуют «философию» вседозволенности во имя надуманных идеалов и догматических моделей очередного «светлого будущего», а на деле далеких и от прошлых достижений страны и от современных интересов и жизненных потребностей граждан.
Поэтому освоение правовых ценностей, достижений мировой культуры является необходимым условием формирования правовой культуры как у общества в целом, так и у отдельных граждан.
Разумеется, недопустимой является и другая крайность, проявляющаяся в бездумном преклонении перед зарубежными государственными и правовым институтами, связанная с необоснованным принижением роли и значения достижений российской науки и практики.
Вот почему освоение тех или иных культурных ценностей, принадлежащих к другим правовым системам, должно носить глубоко осмысленный характер.
Особенно в тех случаях, когда речь идет о рецепции права, заимствовании тех или иных правовых институтов, приемов, используемых в юридической практике стран, где функционируют другие правовые См.
подр.: Баллер Э.А.
Преемственность в развитии культуры.
М., 1969.
О понятии правовой культуры Соколов Н.Я.
системы.
В качестве примера можно сослаться на содержащиеся нередко в средствах массовой информации предложения о широком использовании в российской практике судебного прецедента, являющегося, как известно, в англо-саксонской правовой системе источником права.
Представляется, что подобным нововведениям должно предшествовать тщательное обсуждение с широким участием представителей юридической науки, а также опытных практикующих юристов.
Думается также, что более активно должен использоваться в подобных случаях и такой метод, как правовой эксперимент.
Будучи воплощением достижений человечества в сфере права, правовая культура предполагает передачу правовых ценностей другим поколениям, общностям и индивидам.
Отсюда то исключительное значение, которое принадлежит правовому воспитанию в деле формирования и развития правовой культуры.
К сожалению, приходится признать, что в последний период в России в значительной мере были преданы забвению хорошие традиции в этой области, сформировавшиеся в 60–80-е гг.
В результате успешного осуществления целого ряда крупных мер по повышению правовой культуры граждан в стране удалось сформировать определенную систему правового воспитания, которую пытались развить до уровня правового всеобуча.
Определенный опыт правового воспитания, накопленный в те годы, может быть использован и в современный условиях, когда уровень правовой культуры населения не может не вызывать озабоченности.
К сожалению, работа по правовому воспитанию оказалась наиболее слабым звеном в системе мер, предусматривавшихся правовой реформой.
В этой связи были бы оправданными разработка и последовательное проведение в жизнь единой комплексной общегосударственной программы по правовому воспитанию населения.
Чрезвычайно важно, чтобы правовоспитательные мероприятия проводились с учетом возрастных, профессиональных и других социальных особенностей различных категорий населения.
В современных условиях большое значение приобретают правовая подготовка должностных лиц и других государственных служащих, правовое просвещение учащейся молодежи, правильная постановка правовоспитательной работы в коллективах и т.д.
Самым неразрывным образом с рассматриваемой проблемой связано юридическое образование.
Вопросы постановки юридического образования всегда привлекали к себе повышенное внимание.
В значительной мере это обусловлено социальным предназначением и той ролью, которую играют в обществе и государстве юристы как социально-профессиональная группа.
Не являются исключением в этом смысле и годы, связанные с реформированием в России.
Более того, многие из проблем юридического образования встали по-новому, нетрадиционно, и требуют иных, чем преLEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №2 жде, подходов к их разрешению.
В советские времена особое внимание уделялось не только качеству юридического образования, но и его способности удовлетворить все возраставшую потребность в юридических кадрах.
В последнее десятилетие ситуация кардинально изменилась.
Резко возросшие масштабы подготовки кадров, связанные с развитием не только государственной, но и негосударственной сфер юридического образования угрожают появлением безработицы среди юристов.
Одновременно резко ухудшилось качество юридического образования, связанное со снижением уровня обучения в юридических учебных заведениях.
Вполне понятно, что все это требует самого пристального внимания юридической общественности, ученых-юристов и преподавателей к проблемам, накопившимся в сфере юридического образования в целях их преодоления.
Правовая культура во многом обусловливается и уровнем развития правовой науки, состоянием научных юридических учреждений, уровнем проводимых ими исследований, в том числе и тех, предметом которых является правовая культура общества, отдельных социальных групп, личности.
Результаты проведенных исследований нередко ложатся в основу разрабатываемых учеными-юристами конкретных предложений по совершенствованию законодательства, правоприменительной и правоохранительной практики, укреплению законности и правопорядка.
В то же время налицо необходимость существенной активизации конкретно-социологических исследований, в том числе специально посвященных проблемам правового сознания, правовой культуры, постановке правового воспитания и юридического образования.
С учетом сказанного правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.
Приведенное достаточно общее определение можно конкретизировать указанием на уровень правового сознания общества, социальных групп и личности, способ деятельности, предполагающий социально активное поведение, качественное состояние правовой жизни, а также правовое воспитание и юридическое образование.

[Back]