Проверяемый текст
Воронко Владимир Валерьевич. Право на неприкосновенность частной жизни по гражданскому законодательству Российской Федерации (Диссертация 2004)
[стр. 111]

использовать свое изображении.140 Думается, будет вполне логичным включить в структуру права на неприкосновенность частной жизни и право на неприкосновенность внешнего облика и голоса.
2.3.
Ограничения права на неприкосновенность частной жизни Свобода осуществления гражданских прав, предоставленная субъектам управомочивающими правовыми нормами, не может быть безграничной.
Закон устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения и уважения прав и свобод других лиц.
Вопросам пределов реализации гражданских прав в ГК
РТ посвящена ст.
10.
Часть 1 данной статьи гласит: «Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах».
Запрет шиканы введен в
гражданское право впервые.
Действия лица следуем считать шиканой в тех случаях, когда они совершаются с прямым умыслом и единственной целью причинить вред другому лицу.
Определение понятия
«злоупотребление гражданскими правами» в законе не дано.
Однако в законе имеет место понятие «злоупотребление родительскими правами».
При обстоятельствах, когда в норме права понятие «злоупотребление гражданскими правами» не раскрыто, на практике действия участников гражданских правоотношений довольно редко признаются злоупотреблением правом.

Поскольку применение запрещающей правовой нормы, в которой не
140 Там же.
См.
также: Гражданское право: Учебник.
Ч.
I / Под реп.
Т.И.
Илларионовой.
М., 1998.
С.
180.
111
[стр. 73]

73 Четвертый способ осуществления права на неприкосновенность персональных данных является общим для всех субъективных прав требование запрета его нарушения.
2.3.
Пределы осуществления права на неприкосновенность частной жизни ♦ В п.
1 ст.
9 ГК РФ закреплен один из принципов осуществления гражданских прав диспозитивность.
Он означает, что лица, обладающие гражданскими правами, свободны в выборе форм и целей их реализации.
О важности этого принципа свидетельствует то, что в несколько иной интерпретации он закреплен и в п.п.
I и 2 ст.
1 Кодекса «Основные начала гражданского законодательства».
К таковым законодатель отнес: недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; приобретение и осуществление физическими и юридическими лицами гражданских прав своей волей и в своем интересе.
Конечно, свобода осуществления гражданских прав, предоставленная субъектам управомочивающим правовыми нормами и правилом диспозитивности, не может быть безграничной.
Так, ч.
3 с.
17 Конституции РФ устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» Вопросам пределов реализации гражданских прав в ГК РФ посвящена ст.
10.
11ункт 1 данной статьи гласит: «Не допускаются действия граждан и *

[стр.,74]

юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу1, а также злоупотребление правом в иных формах».
Запрет шиканы введен в
российское гражданское право впервые.
Действия лица следует считать шиканой в тех случаях, когда они совершаются с прямым умыслом и единственной целью причинить вред другому лицу.
Определение понятия
«злоупотребления гражданскими правами» в законе не дано.
Не сформулировано оно до настоящего времени и в руководящих разъяснениях высших судебных органов (как.
например, и более узкое понятие «злоупотребление родительскими правами»).
При обстоятельствах, когда в норме права понятие «злоупотребление гражданскими правами» не раскрыто, на практике действия участников гражданских правоотношений довольно редко признаются злоупотреблением правом.

И это совершенно правильно, поскольку применение запрещающей правовой нормы, в которой не указаны признаки запрещенного деяния, может привести к нарушению принципа законности при вынесении судебных решений.
Пункт 3 ст.
10 ГК РФ указывает, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли они разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В этой норме установлена презумпция их разумности и добросовестности.
В соответствии с ней неразумность и недобросовестность лица, имевшие место при осуществлении прав, должен доказывать тот, кто это утверждает.
Пока им не будут представлены доказательства этого утверждения, суд должен считать субъекта добросовестным, а его действия разумными.
По мнению ряда авторов, помещение нормы о разумности и добросовестности в статью, посвященную пределам осуществления гражданских прав, свидетельствует о том, что законодатель причисляет ' т.н.
«шикана».


[стр.,79]

В.М.
Пашин отмечает, что в настоящее время ни в законодательстве, ни в доктрине, ни в судебной практике не выработаны общие критерии для квалификации действий участников гражданских отношений в качестве злоупотребления правом, и «на современном этапе развития российского частного права проблема злоупотребления субъективными правами требует серьезного научного анализа, который помог бы в верном направлении скорректирорвать недостатки закона и судебной практики по данной проблеме»1.
Статья 10 ГК РФ к формам злоупотребления правом относит шикану (действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу), использование прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением па рынке, а также злоупотребление правом в иных формах.
Что касается иных форм злоупотребления правом, то каких-либо дополнительных норм на этот счет в ГК РФ не имеется.
Вывод о том, чтобы считать формой злоупотребления правом осуществление права неразумно и недобросовестно, как выше указывалось, несостоятелен.
Вместе с тем, сам термин «злоупотребление правом» разными авторами трактуется неодинаково2.
В любом случае в центре внимания ученых находится вопрос: может ли быть осуществление права противоправным ? Так В.П.
Грибанов считал злоупотребление правом особым типом гражданского правонарушения, «совершаемого управомоченным лицом при ' Пашин В.М.
Институт злоупотребления субъективными правами de lege ferenda •' Актуальные проблемы гражданского права: Сборник статей.
Вып.
7 / под ред.
0.10.
Шилохвоста.
М.: Норма, 2003.
С.
28-29.
‘ Малиновский А.А.
Злоупотребление правом (основы концепции).
М., 2000.
С.
29-34; Малиновский А.А.
Злоупотребление правом: теоретические аспекты// Журнал российского права.
1998.
№ 7.
С.
71 и сл.; Крусс В.И.
Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека// Государство и право.
2002.
№ 7.
С.
47: Яценко Т.С.
Шикана как правовая категория в гражданском праве.
Автореф.
дисс.
канл.
юрид.
паук.
Ростов-на-дону.
2001.
С.
б, 20-21; Щениикова Л.В.
Злоупотребление правом (дух и буква закона).
// СПС «Гарант».
2003.; Поротикова О.
Формы злоупотребления гражданским правом // эж-Юрист.
№ 23.
2003.

[Back]