Проверяемый текст
Измайлова Наталия Сергеевна. Неприкосновенность частной жизни в гражданском праве: на примере права Великобритании, США и России (Диссертация 2009)
[стр. 122]

противоположном значении, имея под ним в виду, в противоположность клевете, распространение правдивыхсведений о частной жизни.15' Диффамация это деликт, направленный на умаление чести, достоинства и деловой репутации потерпевшего в глазах здравомыслящих людей путем распространения о нем не соответствующих действительности, порочащих сведений фактического характера, являющихся злоупотреблением свободой слова и массовой информации.158 Иски из выставления лица в ложном свете в глазах окружающих имеют ограниченную сферу применения.
Они преимущественно связаны с опубликованием в средствах массовой информации фотографий истцов таким образом, что при беглом взгляде на них у читателя возникает негативная ассоциация в отношении истцов, например, при размещении таких фотографий, рядом с изображениями преступников или лиц, совершивших аморальные поступки.
Все
эти деликты имеют свои характерные особенности, условия возникновения ответственности.
Право на неприкосновенность частной жизни
может эффективно осуществляться при наличии четко отлаженных механизмов его защиты.

Одним из наиболее эффективным способов защиты, доступным любому индивиду, является гражданско-правовая защита.
В литературе отмечается, что недостаточность судебных решений по спорам о защите неприкосновенности частной жизни объясняется еще и тем, что граждане мало информированы о наличии и возможностях защиты принадлежащего им права.

В настоящее время исследователи сходятся во мнении, что право на неприкосновенность частной жизни подлежит защите всеми предусмотренными законом способами, за исключением тех, которые по своей природе несовместимы с нематериальной природой этого права.
ІІ7См., напр.: Советское уголовное право.
Часть Особенная : Учебник / Поа ред.
М.И.
Ковалева.
М.: Юрнд.
лит., 1983.
С.
171; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой / Под ред.
проф.
Г.Е.
Абовой и А.Ю.
Кабалкина.
М.
Юрайт-издат: Право и закон.
2003.
С.
395.
'^"Потапенко С.В.
Указ.
соч.
С.
72.
122
[стр. 99]

w м ^20 гать в отечественной правовой науке .
Такие разночтения в употреблении термина «диффамация» осложняют понимание отличия этого правонарушения, не являющегося по американскому праву нарушением неприкосновенности частной жизни, от другого правонарушения выставления лица в ложном свете в глазах окружающих.
Представляется, что при употреблении этого термина следует исходить из понимания его в англо-американском праве.
Диффамация это деликт, направленный на умаление чести, достоинства и деловой репутации потерпевшего в глазах здравомыслящих людей путем распространения о нем не соответствующих действительности, порочащих сведений фактического характера, являющихся злоупотреблением свободой слова и массовой
информации221.
Судебная практика помогает понять разницу между исками из диффамации и исками из выставления лица в ложном свете.
Иски из выставления лица в ложном свете в глазах окружающих имеют ограниченную сферу применения.
Они преимущественно связаны с опубликованием в средствах массовой информации фотографий истцов таким образом, что при беглом взгляде на них у читателя возникает негативная ассоциация в отношении истцов, например, при размещении таких фотографий рядом с изображениями преступников или лиц, совершивших аморальные поступки.
В
таких случаях часто не ясно, к кому из изображенных относится обличительная статья, и здравомыслящий читатель вполне может принять истца за действительного правонарушителя или безнравственного члена общества.
Истцы последовательно выигрывают в таких случаях дела о выставлении в ложном свете, например, при возникновении ассоциаций их с бесчестными водителями такси (Peay v.
Curtis Publishing Со., 1948)222, Ерошенко А.А.
Гражданско-правовая защита чести и достоинства личности.
// Сов.
гос.
и право.
1980.
№10.
С.
135.
221 Потапенко С.В.
Указ.соч.
С.
72.
222 Peay v.
Curtis Publishing Со., 78 F.
Supp.
305 (D.
D.C.
1948).
Цит.
по: The Privacy Torts: How U.S.
State Law Quietly Leads the Way on Privacy Protection.
A Special Report by Privacilla.org (July 2002).// 99

[стр.,120]

Глава III.
Гражданско-правовая защита неприкосновенности частной жизни 3.1 Гражданско-правовые способы защиты неприкосновенности частной жизни Право на неприкосновенность частной жизни может эффективно осуществляться при наличии четко отлаженных механизмов его защиты.
Гражданскоправовая защита является одним из наиболее эффективных способов защиты доступных любому индивиду.
В Великобритании и США, как уже отмечалось, накоплен значительный опыт подобных гражданско-правовых способов защиты неприкосновенности частной жизни.
В России сложилась иная ситуация.
Право на неприкосновенность частной жизни лишь относительно недавно было закреплено в соответствующих нормах Гражданского кодекса РФ и иных нормативных актах.
Судебная практика по применению этих норм пока недостаточно распространена.
Однако потребность в гражданско-правовой защите неприкосновенности частной жизни признавалась еще советскими цивилистами255.
В литературе отмечается, что недостаточность судебных решений по спорам о защите неприкосновенности частной жизни, объясняется еще и тем, что граждане мало информированы о наличии и возможностях защиты принадлежащего им права.

Люди часто не видят связи между «красивыми и правильными» словами о неприкосновенности частной жизни, закрепленными в Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ, и возможностями защиты своего нарушенного права в конкретном случае.
Если люди будут видеть цепочку шагов «как защитить свое право», то и само право начнет приобретать в их глазах большую ценность и вызывать более глубокий интерес21'.
255 См., напр.: Флейшиц Е.А.
Указ.
соч.
С.
120-121.
Ярошенко К.Б.
Указ, соч.
С.
20.
236 Конева О.Н.
Право на неприкосновенность частной жизни.
Гипотезы.
120

[стр.,121]

Неприкосновенность частной жизни отнесена Гражданским кодексом РФ к нематериальным благам, подлежащим гражданско-правовой защите (ст.
150 ГК РФ).
В ст.
1 ГК РФ недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела провозглашается одним из принципов гражданского права.
До вступления в действие ГК РФ в отечественной научной литературе высказывались мнения, что гражданско-правовая защита личных неимущественных прав гражданина, в частности, составляющих право на неприкосновенность частной жизни, возможна лишь ограниченно.
Так, ряд исследователей полагали, что для защиты личных неимущественных нрав существуют только строго определенные способы: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право257.
В настоящее время отечественные исследователи сходятся во мнении, что право на неприкосновенность частной жизни подлежит защите всеми предусмотренными законом способами, за исключением тех, которые по природе своей несовместимы с нематериальной природой этого права (например, присуждение к исполнению обязательства в натуре258).
Обязательства, возникающие в результате нарушения неприкосновенности частной жизни, носят характер обязательств из причинения вреда, то есть деликтных.
Последствием совершения нарушений неприкосновенности частной жизни является возникновение деликтных по своей природе обязательств.
Можно выделить четыре основных формы ответственности по такого рода обязательствам.
Это: восстановление положения, существовавшего до нарушения права; прекращение действий, нарушающих право на неприкосновенность частной жизни или создающих угрозу такого нарушения; возмещение возникшего в результате нарушения имущественного вреда; компенсация возникающего * 238 Исследовательский проект Пермской гражданской палаты «Будущее прав человека в России».
Пермь, 2005.
// <ЬЦр:/М\\^.ргрс.ги/ге8Ьг/тс1ех.зЬ1т1>.
Советское гражданское право.
Ч.
1 / отв.
ред.
В.А.
Рясенцев.
МлЮрид.лит., 1986.
С.
264; Советское гражданское право.
Ч.
1 / отв.
ред.
В.
I Смирнов, Ю.К.
Толстой, А.К.
Юрченко.
Л.:ЛГУ, 1982.
С.
193.
238 См.: Мстеина М.Н.
Указ.
соч.
С.
40.
121

[Back]