Проверяемый текст
Измайлова Наталия Сергеевна. Неприкосновенность частной жизни в гражданском праве: на примере права Великобритании, США и России (Диссертация 2009)
[стр. 124]

Пресечение действий, нарушающих право на неприкосновенность частной жизни, может быть связано не только с запретом публикаций в органах СМИ.
Еще в советские времена цивилисты рассматривали возмещение имущественного вреда как одну из гражданско-правовых форм ответственности по обязательствам, возникающим в результате нарушения личных неимущественных прав, в том числе неприкосновенности частной жизни.
Например, раскрытие личной тайны, такой, как тайна усыновления, может иметь своим последствием не только возникновение морального вреда
семьи, но и необходимость переезда в другую местность, что вызывает значительные материальные затраты и издержки, то есть имущественные расходы в форме убытков.
В
таком случае у правонарушителя, распространившего составлявшие тайну сведения, возникает обязательство по возмещению убытков.
Страдания потерпевшего лица при нарушении его права на неприкосновенность частной жизни часто приводят к необходимости прибегать к дорогостоящему лечению, к расходам на лекарственные препараты, пребывание в стационаре или санатории, прохождение курса реабилитации.

Пострадавшее лицо в данном случае вправе требовать исполнения обязательства по возмещению понесенных им расходов от правонарушителя.
Если существует должным образом отлаженный механизм
защиты права на неприкосновенность частной жизни, то, как и всякое другое гражданское право, оно может эффективно осуществляться.
С помощью различных гражданско-правовых способов,
право на неприкосновенность частной жизни может защищаться как судебными способами (возмещение убытков, компенсация морального вреда, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и др.), так и внесудебными (самозащита, прекращение правоотношений и др.).
124
[стр. 124]

СМИ.
Еще Е.А.
Фленшиц приводила примеры эффективного использования данного способа для защиты личных неимущественных прав, в томчисле неприкосновенности частной жизни: судебный исполнитель может уничтожить тираж издания, выпущенного в свет с нарушением права на имя, может уничтожить негативы фотографии, нарушающей право другого лица на собственное изображение261.
Пресечение нарушающих неприкосновенность, частной жизни действий как способ гражданско-правой защиты может применяться и в отношении иных нарушений неприкосновенности частной жизни.
Заявлять требование о пресечении действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения1 права на неприкосновенность частной жизни, допустимо как в судебном, так и внесудебном (административном) порядке.
Здесь могут использоваться обращения в правоохранительные органы: прокуратуру, милицию и т.д.
3.
Обязательство возместить убытки, то есть выплатить денежную компенсацию возникшего имущественного вреда, возникает лишь в тех случаях, в которых имеют место имущественные расходы потерпевшего в результате нарушения неприкосновенности частной жизни.
Возмещение убытков не противоречит нематериальной природе неприкосновенности частной жизни262, и еще в советские времена отечественные цивилисты рассматривали возмещение имущественного вреда как одну из гражданско-правовых форм ответственности по обязательствам, возникающим в результате нарушения личных неимущественных прав, в том числе неприкосновенности частной жизни263.
Например, раскрытие личной тайны, такой, как тайна усыновления, может иметь своим последствием не только возникновение морального вреда
се261 Флейшиц Е.А.
Указ.соч.
С.
121.
Однако в диссертации В.В.
Воронко утверждается о невозможности применения этого способа защиты к неприкосновенности частной жизни.
См.: Воронко В.В.
Указ.соч.
С.111.
Ошибочность данного утверждения будет доказана примерами ниже.
63 См., напр.: Флейиищ Е.А.
Указ.соч.
С.120; Агарков А.А.
Обязательства из причинения вреда.
//Проблемы социалистического права, 1939, №1, с.
71.
124

[стр.,125]

i мьи, но и необходимость переезда в другую местность, что вызывает значительные материальные затраты и издержки, то есть имущественные расходы в форме убытков.
В
гаком случае у правонарушителя, распространившего составлявшие тайну сведения, возникает обязательство по возмещению убытков.
Имущественный вред возникает у лица, в жилое помещение которою вторгаются и проживают посторонние лица, что сопряжено с увеличением потребления электроэнергии, воды, газа, телекоммуникационных и иных услуг.
У правомерно проживающего в данном месте лица возникает не только сильное психическое и эмоциональное беспокойство, но и появляется материальный ущерб.
В свою очередь, у правонарушителей возникает обязательство по его возмещению.
Страдания потерпевшего лица при нарушении его права на неприкосновенность частной, жизни часто приводят к необходимости прибегать к дорогостоящему лечению, к расходам на лекарственные препараты, пребывание в стационаре или санатории, прохождение курса реабилитации.

И в данном случае пострадавшее лицо вправе требовать от правонарушителя исполнение обязательства по возмещению понесенных им расходов.
4.
В любом случае, требование о возмещении нарушителем возникшего имущественного вреда потерпевшей стороне не лишает последнюю права на получение наряду с этим компенсации морального (неимущественного) вреда.
Компенсация возникшего в результате правонарушения морального вреда является наиболее распространенной формой ответственности по обязательствам вследствие нарушения неприкосновенности частной жизни.
Поэтому компенсации морального вреда как специальному способу защиты права на неприкосновенность частной жизни посвящен параграф второй главы третьей настоящего исследования.
В настоящем параграфе будут далее рассматриваться иные гражданско-правовые способы защиты неприкосновенности частной жизни, в том числе и внесудебные.
Кроме требований об исполнении нарушителем возникших обязательств, 125

[стр.,136]

Тем не менее, исследователи, выступающие за введение в законодательство такого способа защиты, предлагают ограничить его рядом условий.
Среди них, в частности, называются2^: назначение штрафа но просьбе потерпевшего, а не по инициативе суда или организации, в пользу которой взыскивается штраф; недопустимость одновременного взыскания убытков или компенсации морального вреда потерпевшего и подобного штрафа; невозможность для организации, в пользу которой будет перечислен штраф, предъявлять иск в суде от своего имени и в своем интересе, или участвовать в процессе.
Такой способ, как принесение правонарушителем публичного извинения за свои действия, взят на вооружение организациями саморегулирования профессиональной деятельности.
Примером этому может служить деятельность уже упоминавшейся великобританской Комиссии но жалобам на прессу.
Лица, чьи права, в том числе неприкосновенность частной жизни, были нарушены деятельностью СМИ, могут обратиться в эту Комиссию, которая выступит с осуждением органа печати-нарушителя и заставит его принести на своих страницах извинения за несанкционированное вторжение в частную жизнь.
Конечно, такие способы защиты можно признать скорее дополнительными к основным, но они дает потерпевшему моральное удовлетворение и таким образом представляют своеобразную форму восстановления права на неприкосновенность частной жизни.
Таким образом, право на неприкосновенность частной жизни, как и всякое другое гражданское право, может эффективно осуществляться, если существует должным образом отлаженный механизм его защиты.
Право на неприкосновенность частной жизни может защищаться с помощью различных гражданско-правовых способов, как судебных (возмещение убытков, компенсация морального вреда, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и др.), так и внесудебных (самозащита, прекращение правоотношений и др.), за исключением лишь тех, которые проти281 281 Малыша М.Н.
Указ.
соч.
G.
55.
136

[Back]