Проверяемый текст
Воронко Владимир Валерьевич. Право на неприкосновенность частной жизни по гражданскому законодательству Российской Федерации (Диссертация 2004)
[стр. 125]

Эти способы защиты имеют ограничение в применении.
Поэтому должно быть уделено наибольшее внимание специальному способу защиты неприкосновенности частной жизни возмещению морального вреда.
Как последствие нарушения прав на неприкосновенность частной жизни,
моральный вред не имеет экономического содержания, так как физические страдания могут быть вызваны посягательством на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность лица.
Последствием покушения права на неприкосновенность частной жизни выступают нравственные страдания.
Они заключаются в испытываемых человеком чувствах стыда, разочарования, стеснения,
унижения, беспокойства и т.д.
Согласно ст.
1115 ГК РТ возмещение морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя в случаях, если: вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Ст.
1115 ГК РТ предусматривает возмещение морального вреда независимо от вины причинителя в несколько случаях.
Объяснить это можно тем, что часть вторая ГК РТ вступила в силу в период действия Уголовнопроцессуального кодекса РТ 1961 г.
После принятия нового Уголовно-процессуального кодекса РТ 3.12.2009г., перечень мер пресечения расширен, они отнесены к мерам процессуального принуждения.
Среди мер пресечения появился, в частности, домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Домашний арест заключается в
следующих ограничениях: запретом выхода из жилища 125
[стр. 133]

хорошо изучен наукой гражданского права.
Поэтому остановимся на некоторых специфических для защиты права на неприкосновенность частной жизни моментах.
Моральный вред, как последствие нарушения прав на неприкосновенность частной жизни, не имеет экономического содержания.
Гак как физические страдания переживание физической боли могут быть вызваны посягательством на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность лица, то последствием покушения на право на неприкосновенность частной жизни выступают нравственные страдания.
Они заключаются в испытываемых человеком чувствах стыда, разочарования, стеснения,
беспомощности, унижения, беспокойства, в переживании иных дискомфортных эмоций.
Согласно ст.
1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью источником повышенной опасности: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуджения.
незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
В настоящей работе указывалось, что право на неприкосновенность частной жизни может быть существенно ограничено действиями и решениями судебных и иных правоохранительных органов государства: проведением следственных действий, избранием мер процессуального принуждения и т.д.
В том случае, когда такие действия или решения признаются незаконными, то соответствующие ограничения права на вреда, причиненного органами власти и должностными лицами // Законодательство.
2001.
№№ 7-8.


[стр.,134]

неприкосновенность частной жизни перестают быть легальными, иными словами, представляют собой правонарушения.
Статья 1100 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда независимо от вины правонарушителя лишь в нескольких случаях.
Среди мер пресечения указанная статья называет только заключение под стражу и подписку о невыезде.
Это объясняется тем, что часть первая ГК РФ вступила в силу в период действия Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г.
Между тем, с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса РФ, вступившего в силу 1 июля 2002 г., перечень мер пресечения расширен, они отнесены к мерам процессуального принуждения.
Среди мер пресечения появился, в частности, домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Домашний арест заключается в
ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете общения с определенными лицами, получения и отправления корреспонденции, проведения переговоров с использованием любых средств связи (ст.
107 УПК РФ).
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также, в отличие от УПК РСФСР, «иным путем не препятствовать проризводству по уголовному делу (ст.
102 УПК РФ).
Как видим, данные меры направлены на ограничение таких составляющих права на неприкосновенность частной жизни, как право на неприкосновенность личной свободы, а также право на неприкосновенность документов и сообщений личного характера.
Кроме того, к процессуальным действиям, направленным на ограничения права на неприкосновенность частной жизни относятся задержание подозреваемого, его личный обыск, производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, а также 134

[Back]