Проверяемый текст
Косач Алексей Сергеевич. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела в российском гражданском праве (Диссертация 2007)
[стр. 142]

правах», который в ст.
17 предусматривает правило о том, что никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.
Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства.

Причиной, по которой необходимо усилить внимание правоведов
и правоохранительных органов к неприкосновенности частной жизни, является историческая почва, где всегда имела место вседозволенность публичной власти, ее неуважение к личности и частной жизни личности.
И хотя сегодня многое в общественной жизни, государственной политике и законодательстве изменилось, проблема неприкосновенности частной жизни
далеко еще не решена.
Ст.
170 ГК РТ назвала в числе нематериальных благ наряду с жизнью, здоровьем, достоинством личности, ее личной неприкосновенностью также и неприкосновенность частной жизни.
В этой связи в диссертации предпринята попытка к раскрытию содержания данного права в качестве субъективного гражданского права.
Неприкосновенность частной жизни характеризует свойство, качество частной жизни, которое необходимо для нормального существования человека в обществе.
«Неприкосновенный» означает «сохраняемый в целости, защищенный от всякого посягательства со стороны кого-нибудь».
Неприкосновенность частной жизни это недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в сферу автономии личности.
А сфера автономии личности представляет собой сферу его собственного усмотрения в решении всех вопросов, имеющих для данного субъекта значение.

Неприкосновенность частной жизни, это отношение по невмешательству в частную жизнь, включающее в себя как реализацию требования, адресованного публичной власти и третьим 142
[стр. 115]

115 защиту возможностью обратиться за защитой в соответствующие органы в случае нарушения закрытого режима информации (т.
е.
разглашения сведений, хранящихся в тайне).
§ 2.
Нормативное закрепление идеи неприкосновенности частной жизни граждан Положение о неприкосновенности частной жизни базируется на ст.
23 Конституции РФ, в которой устанавливается: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».
Поэтому можно утверждать, что принцип неприкосновенности частной жизни граждан является средством реализации указанного конституционного принципа в гражданском праве.
Вместе с тем, принцип неприкосновенности частной жизни не является достоянием только отечественной системы права.
Данный принцип находит свое отражение и в 1Международном пакте «О гражданских и политических правах»1, который в ст.
17 предусматривает правило о том, что никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.
Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства.

Кроме того, нормы о недопустимости произвольного вмешательства в частную жизнь содержатся и в Конвенции о правах ребенка2, в соответствии с п.
1 ст.
8 которой государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и 1 Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ.
1994.
№ 12.
2 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) Н Сборник международных договоров СССР.
Вып.
XLVI.
1993.


[стр.,116]

116 семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
Пунктом 2 данной статьи установлено правило о том, что если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, то государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
Согласно же ст.
16 Конвенции ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
Одной из причин, по которой необходимо усилить внимание правоведов к неприкосновенности частной жизни, является историческая почва российской действительности, на которой всегда произрастали махровые цветы вседозволенности публичной власти, ее неуважения к личности и частной жизни личности, отсутствие закрытости данной сферы и т.
д.
И хотя сегодня многое в общественной жизни, государственной политике и законодательстве изменилось, проблема неприкосновенности частной жизни
в России далеко не решена.
Так, в международном рейтинге степени вторжения государства в частную жизнь граждан (так называемом «Рейтинге прайвеси»), который проводит международная организация Privacy International, Российская Федерация заняла третье место с конца, оставив позади себя только Китай и Малайзию.
Россия получила 1,4 балла и помещена исследователями вместе с Китаем, Малайзией и Великобританией (1,5 балла) в «группу риска», где право человека на частную жизнь практически не обеспечено.
В качестве критериев оценки были использованы следующие показатели: степень конституционной защиты, наличие законодательства, которое облегчает государству вторжение в частную жизнь граждан, развитость систем видеонаблюдения, распространенность прак

[стр.,119]

119 недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в сферу автономии личности.
А сфера автономии личности представляет собой сферу его собственного усмотрения в решении всех вопросов, имеющих для данного субъекта значение.

И если уж употреблять выражение «комплекс общественных отношений» применительно к неприкосновенности частной жизни, то следовало бы сказать, что это комплекс общественных отношений по невмешательству в частную жизнь, включающий в себя как реализацию требования, адресованного публичной власти и третьим лицам не вторгаться в частную сферу гражданина, так и меры защиты (самозащиты), применяемые лицом при нарушении неприкосновенности его частной жизни.
Здесь же следует отметить, что еще М.
М.
Агарков указывал на то обстоятельство, что все правоотношения между индивидом и государством можно разбить на четыре категории: 1) права участия в государственной власти, в законодательстве, управлении, суде; 2) обязанности индивида в отношении государства; 3) права гражданина на услуги со стороны государства; 4) права гражданина на невмешательство государственной власти в сферу предоставленной ему свободы.
При этом права, входящие в четвертую категорию, автор определял как «так называемые права гражданской свободы, которые ставят определенные границы вмешательству государственной власти и ее представителей в область, признаваемую неотъемлемым достоянием личности»1, а к числу этих прав М.
М.
Агарков относил свободу совести, свободу печати и др.
Вызывает возражение и даваемая Г.
Б.
Романовским квалификация неприкосновенности частной жизни, в соответствии с которой она представляет собой, с одной стороны, объект субъективного гражданского права на неприкосновенность частной жизни, а, с другой, объект законного интереса на неприкосновенность частной жизни.
Автор пишет: «...
Рас1 Агарков М.
М.
Ценность частного права // Избранные труды по гражданскому праву.
В 2-х т.
Т.
I.
М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002.
С..

[Back]