Проверяемый текст
Измайлова Наталия Сергеевна. Неприкосновенность частной жизни в гражданском праве: на примере права Великобритании, США и России (Диссертация 2009)
[стр. 144]

сведений, составляющих личную и семейную тайну, следует отнести сведения об усыновлении, о физическом и психическом состоянии лица, включая перенесенные заболевания и генетическую предрасположенность к определенным болезням, о финансовом состоянии, о принадлежности к определенной конфессии, включая участие в сектах, и т.д., при условии, что гражданин стремится к сохранению конфиденциальности таких сведений; необходимо расширить содержание некоторых положений ГК РТ, касающихся вопросов регулирования и защиты неприкосновенности частной жизни.
Неприкосновенность частной жизни, будучи личным неимущественным благом, в ГК РТ рассматривается как объект гражданских прав (ст.
176).
Однако в ГК РТ не предусмотрено толкование его содержания и особенностей.
В связи с этим автор предлагает разделить личные неимущественные блага и личные неимущественные права, и часть статьи 170 посвятить только личным неимущественным благам и изложить ее в следующей редакции: «К личным неимущественным благам относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна корреспонденции и другие нематериальные блага».
Данная формулировка обусловлена тем, что объектами прав выступают сами блага, а права на них это самостоятельные юридические категории.
При этом нематериальные блага и права на них не тождественны.
Необходимо выделить отдельную статью, в которой бы предусматривались осуществление и защита права на неприкосновенность частной жизни в качестве самостоятельного субъективного права.
Для этих целей предлагается ГК РТ дополнить ст.
1731 в следующей редакции: Статья 1731.
«Права на неприкосновенность частной жизни 144
[стр. 13]

11.
Предлагается дать законодательное разъяснение понятия «личная и семейная тайна».
К числу сведений, составляющих личную и семейную тайну, следует относить сведения об усыновлении, о физическом и психическом состоянии лица, включая перенесенные заболевания и генетическую предрасположенность к определенным болезням, о финансовом состоянии, включая кредитную историю (кроме сведений о сделках, подпадающих под принцип публичности), о принадлежности к определенной конфессии, включая участие в сектах, и т.д., если гражданин стремится к сохранению конфиденциальности таких сведений.
12.
В судебной практике компенсация морального вреда не должна увязываться с выявлением физических или психических проявлений морального вреда.
Предлагается ввести презумпцию морального вреда с возложением бремени доказывания обратного на причинителя вреда.
При определении размера компенсации предлагается учитывать прежде всего глубину и длительность страданий потерпевшего с учетом особенностей его психики, а не общественную1 опасность совершенного правонарушения (подход, характерный для уголовного права).
При решении вопроса об определении любого возможного способа гражданско-правовой защиты неприкосновенности частной жизни предлагается более широко толковатыюнятие вмешательство в частные дела гражданина.
Теоретическая значимостьработы заключается в том, что проведено системное исследование гражданско-правового регулирования неприкосновенности частной жизни в государствах, представляющих различные правовые системы.
В работе на основе сравнительно-правового анализа предложено единое толкование понятия права на неприкосновенность частной жизни как личного неимущественного права, научно обоснована необходимость его гражданско-правовой защиты.
Анализ российского и зарубежного законодательства и судебной практики позволил обосновать ряд теоретических положений о возникновении и развитии права на неприкосновенность частной жизни, его современном содержании, формах гражданско-правовых нарушений неприкосно

[стр.,156]

что может составлять такую тайну, а также в каких случаях она становится публичной, следовательно, перестает быть тайной.
По мнению специалистов, наиболее логичным выходом из ситуации было бы составление исчерпывающего списка типов личной информации, которая может составлять личную тайну.
Представляется, что такой список нс может быть исчерпывающим.
Однако примерный, открытый список таких сведений мог бы быть предложен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, посвященного вопросам применения ст.
150 ГК РФ, где личная и семейная тайна перечисляются в списке подлежащих гражданско-правовой защите нематериальных благ.
Среди сведений, составляющих личную и семейную тайну, следовало бы, в частности, назвать сведения об усыновлении, о физическом и психическом состоянии лица, включая перенесенные заболевания и генетическую предрасположенность к определенным болезням, о финансовом состоянии, включая кредитную историю (кроме сведений о сделках, подпадающих под принцип публичности), о принадлежности к определенной конфессии, включая участие в сектах, и т.д., если гражданин стремитсяж сохранению конфиденциальности таких сведений.
Большим недостатком с точки зрения защиты неприкосновенности частной жизни является отсутствие в законодательстве норм, прямо указывающих на недопустимость нарушений неприкосновенности частной жизни и соответствующих санкций, особенно гражданско-правовых.
Между тем такое «замалчивание» законодателя снижает социальную и правовую ценность права на неприкосновенность частной жизни и открывает путь для злоупотреблений правом.
Одним из примеров можно считать Закон РФ от 27 декабря 1991 г.
«О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.
№ 2124-132".
Данный закон не содержит норм, напрямую связанных с защитой неприкосновенности частной жизни от чрезмерного внимания со стороны СМИ.
На наш взгляд, это является серьезным упущением, если учитывать, что именно СМИ зачастую выступают в качестве нарушителей неприкосновенности частной жизни.
Способ326 326 Закон РФ от 27 декабря 1991 г.
«О средствах массовой информации» 156

[стр.,182]

тайну, следует относить сведения об усыновлении, о физическом и психическом состоянии лица, включая-перенесенные заболевания^ И' генетическую предрасположенность к определенным болезням, о финансовом состоянии, включая кредитную историю (кроме сведений о сделках, подпадающих под принцип публичности), о принадлежности к определенной конфессии, включая участие в сектах, и т.д., при условии, что гражданин стремится к.
сохранению конфиденциальности таких сведений:
Требуется внесение в законодательство прямых норм об ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни.
Это относится к Закону РФ от 27 декабря 1991 г.
«О средствах массовой информации» №*2124-1.
Представляется необходимым расширение с г.
62 Закона о возможности компенсации морального вреда в случае распространения не соответствующих действительности сведений и внесение в нес положения о праве на компенсацию морального вреда в случае неправомерного распространения-' средствами массовой информации.
сведений о частной жизни лица (соответствующих действительности), а также в случае иных форм нарушения: права:на неприкосновенность частной жизни (преследование объекта информации, навязчивое фотографирование и т.п.).
Необходимо расширить содержание некоторых положений
Гражданского кодекса РФ, касающихся защиты неприкосновенности частной жизни.
Б ст.
152 Гражданского кодекса РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации норма о возможности возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, должна быть распространена также на случаи распространения сведений, ущемляющих право гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (п.5 ст.152).
В п.З ст.
152 Гражданского кодекса РФ необходимо прямо указать, что право на опубликование своего ответа всредствах массовой информации возникает у гражданина при распространении сведений, ущемляющие его право на 182

[Back]