Проверяемый текст
Косач Алексей Сергеевич. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела в российском гражданском праве (Диссертация 2007)
[стр. 63]

Уяснение содержания субъективного права это не просто логический анализ текста нормативного акта, это отражение нормативного смысла права в реально складывающихся общественных отношениях.
Содержание можно выразить, согласно общему определению, приведенному выше, из толкования самого понятия, а точнее, через рассмотрение его элементов «неприкосновенность» и «частная жизнь».
М.Н.
Малеина предлагает выделять здесь две самостоятельные группы правомочий: право на тайну частной жизни и право на неприкосновенность частной жизни, объединив их родовым понятием права, обеспечивающие автономию личности.65 Право на неприкосновенность частной жизни является уникальной правовой конструкцией, так как оно вбирает в себя существенные характеристики прав человека, которые обеспечивают личную свободу, защиту от дискриминации, от произвола власти, гарантируют условия для личного развития.
В целом классификация М.Н.
Малеиной выглядит следующим образом: 1) права, обеспечивающие физическое благополучие личности: право на жизнь, право на здоровье, право на физическую и психическую неприкосновенность; 2) права, обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе: право на имя, право на индивидуальный облик и голос, право на честь, достоинство и деловую репутацию; 3) права, обеспечивающие автономию личности: право на тайну частной жизни (на медицинскую тайну, на нотариальную тайну, на адвокатскую тайну и т.
д.), право на неприкосновенность частной жизни (право на неприкосновенность личной свободы, право на неприкосновенность жилища и т.
д.); 4) права, обеспечивающие охрану результатов интеллектуальной деятельности: неимущественные права авторов произведений науки,
69Малеина М.Н.
Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление,
зашита.
М..
2001.
С.
153.
63
[стр. 126]

126 косновенность частной жизни (право на неприкосновенность личной свободы, право на неприкосновенность жилища и др.)1.
Она подчеркивает, что «частная жизнь имеет различные проявления.
Некоторые аспекты частной жизни вообще не регламентируются законом (например, отношения дружбы, уважения, любви и др.), но тайна частной жизни подлежит охране»2.
Аналогичного подхода придерживается А.
Е.
Шерстобитов, указывающий, что целью гражданско-правовой охраны личных неимущественных прав граждан является «предоставление их субъектам возможности иметь определенную автономию от государства, общества, а также различного рода социальных групп»3.
Автор рассматривает неприкосновенность и тайну личной жизни гражданина совместно и полагает, что они обеспечиваются предоставлением гражданину таких личных прав, которые позволяют охранять от постороннего вмешательства его поведение в индивидуальной жизнедеятельности, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается законом.
К таким правам он относит права на неприкосновенность жилища, личной документации, на тайну личной жизни, включающее тайну личной информации, усыновления, банковских вкладов, личной коррес1 Малеина М.
Н.
Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление
и защита.
С.
22.
В целом классификация М.
П.
Малсиной выглядит следующим образом: 1) права, обеспечивающие физическое благополучие личности: право на жизнь, право па здоровье, право на физическую и психическую неприкосновенность; 2) нрава, обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе: право на имя, право на индивидуальный облик и голос, право на честь, достоинство и деловую репутацию; 3) права, обеспечивающие автономию личности: право на тайну частной жизни (на медицинскую тайну, на нотариальную тайну, на адвокатскую тайну и т.
д.), право на неприкосновенность частной жизни (право на неприкосновенность личной свободы, право на неприкосновенность жилища и т.
д.); 4) права, обеспечивающие охрану результатов интеллектуальной деятельности: неимущественные права авторов произведений науки,
литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем и неимущественные права исполнителей (см.: Малеина М.
Н.
Личные неимущественные права граждан (понятие, осуществление и защита).
С.
37-38).
2 Малеина М.
Н.
Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление и зашита.
С.
153.
3 Гражданское право: В 4 т.
Том 2: Вещное право.
Наследственное право.
Исключительные права.
Личные неимущественные права: Учебник / Отв.
ред.
Е.
А.
Суханов.
М.: Волтере Клувер, 2005.
С.
417.


[стр.,128]

128 включает в себя не только «личные неимущественные права, обеспечивающие автономию личности», и «права на неприкосновенность частной жизни в узком смысле», но и иные права, обеспечивающие физическое благополучие личности: право на жизнь, право на здоровье, право на физическую и психическую неприкосновенность; права, обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе: право на имя, право на индивидуальный облик и голос, право на честь, достоинство и деловую репутацию.
В целом взгляды цивилистов на проблему неприкосновенности частной жизни можно свести к аспектам, обозначенным А.
Е.
Шерстобитовым, который полагает, что «несмотря на принципиальное единство отношений, связанных с обеспечением индивидуальной свободы, неприкосновенности и охраной личной жизни граждан, они представляют собой самостоятельные объекты охраны и требуют обособленного регулирования с учетом их специфики»1.
В разделе, посвященном охране неприкосновенности личной жизни, А.
Е.
Шерстобитов останавливается на двух личных неимущественных субъективных правах гражданина: праве на неприкосновенность жилища и праве на неприкосновенность личной документации.
При этом, характеризуя право на неприкосновенность жилища, автор указывает, что это «личное неимущественное право гражданина, призванное обеспечить охрану одного из важнейших элементов его личной жизни»2.
Таким образом, в доктрине сложилось положение, в соответствии с которым неприкосновенность частной жизни это субъективное право гражданина.
Поэтому необходимо установить, какие правомочия выделяются в данном субъективном праве.
Л.
О.
Красавчикова указывает, что задачи гражданско-правовой охраны личной жизни различаются.
В сфере самой личной жизни они сводятся к обеспечению свободы собственного усмотрения субъекта и исклю1 Гражданское право.
Том 2 / Отв.
ред.
Е.
А.
Суханов.
С.
418.
2 Там же.
С.
431.

[Back]