24 жизненного потенциала, субъектной роли личности, а также факторов, влияющих на саморазвитие и самоактуализацию. [178, 193] К сожалению, в настоящее время при разработке социальных программ и нормативных документов, направленных на социальную поддержку населения, не всегда учитываются достижения отечественных и зарубежных психологов в этой области. В-четвертых, культурологический подход, в контексте которого изучение социальных льгот осуществляется под углом феноменологии культуры. Культурологический смысл льгот чрезвычайно важен потому, что первое, что дают человеку льготы, это ценности, не существующие ранее, а изучение присущей тому или иному явлению системы ценностей и есть задача культурологии. К тому же следует учесть и динамику исторического развития льгот: на самых ранних этапах их возникновения и развития важнейшим в них был экономический смысл, далее приоритет переходил к социальному и нравственному факторам. Льготы сами по себе, являются серьезной культурологической ценностью, без которой культура личности становится менее стабильной, и ее эмоциональный комфорт понижается. Выполнение льготными категориями функций транслятора социокультурного кода общества в значительной степени способно влиять на динамику распространения деструктивных, девиантных явлений в социуме. Исследованием этих процессов еще в конце XIX начале XX в. занимались И. Сикорский, В. Бехтерев, В. Гальперин, В. Куфаев, Э. Дюркгейм и др. [134, 135]. До настоящего времени преобладает точка зрения, связывающая рост алкоголизации, наркоманизации, криминализации, негативных демографических тенденций в обществе в большей степени с общественнополитическими и социально-экономическими факторами. В меньшей степени девиантное поведение ставится в связь с трансформациями, происходящими в определенных группах льготников, семье и семейных культурных ценностей. |
Этот подход является представительным, но, к сожалению, при разработке социальных программ и нормативных документов не всегда учитываются достижения отечественных и зарубежных психологов в этой области. В-четвертых, культурологический подход, в контексте которого изучение проблем семьи представляется под углом феноменологии культуры. Культурологический смысл семьи чрезвычайно важен, потому что первое, что дает человеку семья, это ценности, не существующие вне ее, а изучение присущей тому или иному явлению системы ценностей и есть задача культурологии. К тому же следует учесть и динамику исторического развития семьи: на самых ранних этапах ее возникновения и развития важнейшим в ней был экономический смысл, далее приоритет переходил к социальному и нравственному факторам, но не менее важным аспектом семейной жизни является аспект культурологический. Семья сама по себе, взятая как воплощение взаимной любви друг к другу, является серьезной культурологической ценностью, без которой культура личности становится менее стабильной, и ее эмоциональный комфорт понижается. Выполнение семьей функции транслятора социокультурного кода общества в значительной степени способно влиять на динамику распространения деструктивных, девиантных явлений в социуме. Исследованием этих процессов еще в конце XIX начале XX в. занимались И. Сикорский, В. Бехтерев, В. Гальперин, В. Куфаев, Э. Дюркгейм и др. До сегодняшнего дня преобладает точка зрения, связывающая рост алкоголизации, наркоманизации, криминализации, негативных демографических тенденций в обществе в большей степени с общественно-политическими и социально-экономическими факторами. В меньшей степени девиантное поведение ставится в связь с трансформациями, происходящими в семье и семейных культурных ценностей. Различные аспекты, затрагивающие культурологическое направление исследования семьи, представлены в работах отечественных ученых А.С. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, Э.В. Соколова [130, 177, 254 с.119]. Таким образом, подчеркнем, что жизнь в семье с культурологической точки зрения является чрезвычайно важной: в ней человек обретает культур27 |