25 Таким образом, социальные льготы, с культурологической точки зрения, являются чрезвычайно важными: в них человек обретает культурные ценности, учится скептически или отрицательно судить об антиценностях, именно в процессе присвоения и ношения льгот происходит формирование социальной культуры человека. В-пятых, социологический подход, который базируется на понимании социальных льгот как особом направлении социальной политики. В рамках этого подхода можно выделить несколько групп исследований, затрагивающих вопросы социальных льгот. Первая группа —это отождествление либо подмена одного понятия другим: «социальная защита» и «социальная поддержка», причем без четкого выделения объектов защиты и поддержки. Здесь можно выделить, в свою очередь, два направления. В первом направлении происходит сопоставление зарубежных моделей социальной защиты с формирующимися моделями социальной защиты населения в РФ (А. Козлов, В. Курбатов, А. Пашков, М. Саппе, К. Уэллс, Е. Холостова, С. Чорбинский и др.) [206, 250, 255]. Во втором направлении акцент делается на социальной защите как защите от рисков и социальной опасности (С.И. Григорьев, Ю.А. Зубок, В.С. Торохтий, Л.П. Храпылина и др.). [66, 114, 115, 116] Вторая группа объединяет исследования социальной защиты как элемента социальной политики. Здесь можно выделить два направления. В одном —социальная защита рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение социальных гарантий представителям разных социальных групп в условиях социального неравенства (А.И. Бардаков, Т.И. Заславская, Е.И. Морозова, Р.В. Рывкина и др.) [255]. В другом как государственная система, включающая органы власти различных уровней, предприятия и учреждения, обеспечивающие государственную поддержку гражданам, различным категориям людей: многодетным семьям, материнству, отцовству, детству, ветеранам, инвалидам, военнослужащим, уволенным из армии и их семьям, безработным, пенсионерам, работниками социальной сферы [163]. |
ные ценности, учится скептически или отрицательно судить об антиценностях, именно в семье происходит реальная культурологическая жизнь человека. В-пятых, социологический подход, который базируется на понимании социальной поддержки семьи как особом направлении социальной политики. В рамках этого подхода можно выделить несколько групп исследований, затрагивающих вопросы социальной поддержки семьи. Первая группа —это отождествление либо подмена одного другим понятий «социальная защита» и «социальная поддержка», причем без четкого выделения объектов защиты и поддержки. Здесь можно выделить, в свою очередь, два направления. В первом направлении происходит сопоставление зарубежных моделей социальной защиты с формирующимися моделями социальной защиты населения в РФ (А. Козлов, В. Курбатов, А. Пашков, М. Саппе, К. Уэллс, Е. Холостова, С. Чорбинский и др.) [141, 184, 211, 248, 256]. Во втором направлении акцент делается на социальной защите как защите от рисков и социальной опасности (С.И. Григорьев, Ю.А. Зубок, В.С. Торохтий, Л.П. Храпылина и др.) [105, 106, 237, 239, 253,]. Вторая группа —объединяет исследования социальной защиты как элемента социальной политики. Здесь можно выделить два направления. В одном социальная защита рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение социальных гарантий представителям разных социальных групп в условиях социального неравенства (А.И. Бардаков, Т.И. Заславская, Е.И. Морозова, Р.В. Рывкина и др.) [166; 234, 236]. В другом —как государственная система, включающая органы власти различных уровней, предприятия и учреждения, обеспечивающие государственную поддержку гражданам, различным категориям людей: многодетным семьям, материнству, отцовству, детству, ветеранам, инвалидам, военнослужащим, уволенным из армии и их семьям, безработным, пенсионерам, работниками социальной сферы [124, 176, с. 2]. В частности, некоторые исследователи говорят о необходимости выделения понятия «социальная защита семьи», которое включено в систему государственной семейной политики (В.А. Богданов, Я.И. Гилин28 |