Проверяемый текст
Малеева, Т.М. Социальная модернизация: что модернизировать и кто модернизаторы? / Т.М. Малеева, Л.Н. Овчарова // SPERO. – 2010. – № 13.
[стр. 46]

46 возрастов не будет мотивировано на рост производительности труда и не сможет принять и реализовать модернизационный сценарий развития.
Из этого следует, что в современном мире социальное развитие идет по пути перераспределения функций по обеспечению уровня и качества жизни населения между обществом, рынками и семьей.
Применительно к рыночной экономике и демократической политической системе с широким списком участников социального процесса эту триаду можно уточнить как перераспределение полномочий между государством и его специализированными социальными институтами, обществом в лице институтов гражданского общества, рынками, семьями, индивидами и социальными сетями.
Вектор этого перераспределения передача ряда функций и полномочий от семьи к рынкам и институтам.
Задача социальной политики поиск оптимального баланса в распределении этих полномочий и ответственности
[254].
Таким образом, основные подходы к определению категории социальных льгот отражают основные проблемы в данной сфере.
Наиболее оптимальным подходом к исследованию социальных льгот является подход, рассматривающий социальные льготы как адаптируемый инструмент сглаживания социального неравенства посредством предоставления условий для нуждающихся категорий населения.
Способом достижения социального результата в соответствии с целями общества по более полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил являются социальные технологии.
С помощью оптимальных социальных технологий с наименьшими издержками можно добиться более высоких результатов совместной жизнедеятельности людей.
Социальные технологии предоставления льгот являются элементами механизма управления, включенными в совокупность методов выявления и использования потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, методами разрешения противоречий между субъектами и объектами управления; как совокупность операций и процедур социального
[стр. 7]

ВФОКУСЕВНИМАНИЯ:МОДЕРНИЗАЦИЯИИНСТИТУТЫ Т.
М.
Малева, Л.
Н.
Овчарова Cоциальная модернизация: что модернизировать… 27 От слабых монетарных мер поддержки нетрудоспособного населения к развитию• сектора социальных услуг населению В современном мире социальное развитие идет по пути перераспределения функций по обеспечению уровня и качества жизни населения между обществом, рынками и семьей [Esping-Andersen, 1990, 2002].
Применительно к рыночной экономике и демократической политической системе с широким списком участников социального процесса эту триаду можно уточнить как перераспределение полномочий между государством и его специализированными социальными институтами, обществом в лице институтов гражданского общества, рынками, семьями, индивидами и социальными сетями.
Вектор этого перераспределения — передача ряда функций и полномочий от семьи к рынкам и институтам.
Задача социальной политики — поиск оптимального баланса в распределении этих полномочий и ответственности.

В современной России до достижения этого баланса чрезвычайно далеко.
Сложившуюся российскую систему социальной поддержки населения (исключая пенсионную систему) кратко можно охарактеризовать следующим образом: 1) слабая система пособий для семей с детьми при умеренно развитом секторе детских дошкольных учреждений и школьной инфраструктуры [Российские домохозяйства..., 2008; Семья в центре..., 2009]; 2) развитая система пособий для пожилых при практически полном отсутствии сектора услуг внесемейного ухода за пожилыми [Малева, Синявская, 2007; Синявская, Сухова, 2009].
Сложившееся положение, при котором практически вся нагрузка по уходу за нетрудоспособными членами общества (детьми, пожилыми, инвалидами и пр.) решается за счет семейных социальных услуг, может стать непреодолимым барьером на пути реализации модернизационного сценария развития, ориентированного на повышение производительности труда: экономически активное население принимает на себя всю тяжесть семейной нагрузки и не может в полном объеме реализовать свой экономический и трудовой потенциал.
Сейчас работники на пике своей карьеры (особенно женщины) обременены услугами по уходу за детьми и пожилыми.
Вследствие подобного распределения ролей мы имеем низкую производительность труда и неформальный договор с работодателем о гибком сочетании семейных обязанностей и экономической активности.
Даже обеспеченные домохозяйства сталкиваются с дефицитом бюджетных и рыночных услуг по уходу за детьми и их воспитанию.
Дети из бедных семей и семей с низким человеческим капиталом существенно ограничены в доступе к детским дошкольным учреждениям, они поступают в школу с низкими навыками позитивного социального поведения.
Школьная инфраструктура, утратившая за годы реформ мандат социализации и воспитания детей, консервирует низкий уровень их социализации и адаптации, особенно у мальчиков.
В результате всего этого человеческий капитал становится серьезным барьером модернизации.
Следует подчеркнуть гендерные диспропорции, складывающиеся не в пользу мужчин.
Для них все большим барьером входа в систему профессионального образования является низкий уровень школьной подготовки.
Дефицит внесемейных услуг по уходу за пожилыми людьми настолько велик, что можно смело говорить о его отсутствии, особенно в сегменте рыночной экономики.
Уход за пожилыми — мандат расширенной семьи, реализация которого существенно затруднена модернизацией семейных отношений, особенно в крупных городах (большинство населения проживает в нуклеарных, а не трехпоколенных семьях) и семьях, где все трудоспособные экономически активны.

[Back]