Проверяемый текст
Малыгина Ирина Викторовна. Этнокультурная идентичность (Диссертация 2005)
[стр. 113]

113 Фредерик Барт предложил определять этническую группу исходя из тех границ, которыми она сама себя очерчивает, а не из культурного содержания, находящегося в пределах этих границ.
Еще в конце 60-х гг.

этот норвежский ученый выступил с гипотезой, согласно которой отождествление индивидов с этнической группой является результатом предписания и самопредписания.
Только после того, как индивиды разделяют общие представления о том, что есть этническая группа, или же они заключены в рамки этих представлений
внешними обстоятельствами, они действуют на основе этих представлений, а этничность обретает организационные и институциональные различия.
При этом культурные характеристики играют второстепенную роль, и из них имеют значения лишь те, которые используются для маркировки различий и групповых границ, а не те, которые, по представлениям ученых, «традиционны» для той или иной культурной общности.
Культурные черты,
которые обозначают эти границы, этнических могут групп меняться; также культурные подвержены характеристики членов трансформации; организационные формы группы и те могут изменяться.
И только факт постоянной дихотомии между
членами группы и внешними позволяет нам определить этническую общину и исследовать изменения культурных форм и содержаний .
Таким образом, культурные черты могут быть изменчивы, но это не влечет за собой изменения самоконцепции группы; это происходит в силу того, что ее границы определяются на основе приписывания себе и другим членства в данной группе, а уже это, в свою очередь, влечет за собой принятие и демонстрацию определенных этнических черт и символов.

Формирование этнической идентичности как на массовом, так и на личностном уровнях процесс, в который включены многие социальные институты и среды, в том числе такие в высокой степени автономные от 1 Barth F.
Introduction: Ethnic Groups and Boundaries (1969)//Theories of Ethnicity: A Classical Reader/Ed.
by W.
Sollors.
London, 1996.
1
[стр. 104]

104 выражения истинного чувства групповой идентичности, который связывает всех «нас», потому что подчеркивает наше отличие от «них».
А что у нас на самом деле общего, помимо того, что «мы» не «они», это не так ясно...»'.
При таком подходе роль этнических признаков (в частности, его истории и культуры) в формировании идентичности либо нивелируется, либо ставится под сомнение.
Один из аргументов сторонников подобной позиции состоит в указании на изменчивость культуры, наблюдаемые черты которой «не сохраняются в течение времени в одной и той же форме»^.
Именно по этой причине Фредерик Барт, за которым закрепилась устойчивая репутация основоположника конструктивизма, предложил определять этническую группу исходя из тех границ, которыми она сама себя очерчивает, а не из культурного содержания, находящегося в пределах этих границ.
Еще в конце 60-х гг.

норвежский ученый выступил с гипотезой, согласно которой отождествление индивидов с этнической группой является результатом предписания и самопредписания.
Только после того, как индивиды разделяют общие представления о том, что есть этническая группа, или же они заключены в рамки этих представлений
внещними обстоятельствами, они действуют на основе этих представлений, а этничность обретает организационные и институциональные различия.
При этом культурные характеристики играют второстепенную роль и из них имеют значения лишь те, которые используются для маркировки различий и групповых границ, а не те, которые, по представлениям ученых, «традиционны» для той или иной культурной общности.
«Культурные черты,
писал норвежский ученый, которые обозначают эти границы, могут меняться; культурные характеристики членов [этнических групп] также подвержены трансформации; организационные формы группы и те могут изменяться.
И только факт постоянной дихотомии между '
Хобсбаум Э.Дж.
Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе // Нации и национализм.
М., 2002.
С.335.
^ Royse А.Р.
Ethnic Identity: Strategies of Diversity.
Bloomington, 1982.
p.2O.
Цит.
no: Лурье С.
Метаморфозы традиционного сознания.
С.27.


[стр.,105]

105 членами [группы] и «внешними» позволяет нам определить [этническую] общину и исследовать изменения 1сультурных форм и содержаний»'.
Таким образом, культурные черты могут быть изменчивы, но это не влечет за собой изменения самоконцепции группы; это происходит в силу того, что ее границы определяются на основе приписывания себе и другим членства в данной группе, а уже это, в свою очередь, влечет за собой принятие и демонстрацию определенных этнических черт и символов.

Аналогичные выводы были получены в результате исследования этнических общин Санкт-Петербурга, проведенного в 1995-1996 гг.
социологами Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург) совместно с Институтом Восточной Европы Свободного университета Берлина.
Среди основных результатов исследования вывод, согласно которому этнические группы понимаются как социальные конструкты, границы между которыми определяются актуальными результатами социальной практики, а не заданы исторически^.
В свою очередь под этничностью «количественно измеренными элементами (параметрами) этнической тождественности индивида со своим этносом ...
понимается реализация существующего набора объективных и субъективных признаков, по которым каждая личность субъективно относит себя к определенной этнической общности и объективно себя в ней реализует»^.
Таким образом, возникнув в рамках западной модернистской и постмодернистской методологии и оформивщись в теорию этничности, конструктивистский (инструменталистский) подход получил поддержку части отечественных ]/ченых-обществоведов.
Так, Р.Г.Абдулатипов характеризует этничность как своеобразную форму «солидарности людей для выполнения каких-то социальных и культурных задач»'*.
В.А.Тишков как «операцию соци' Barth F., Ethnic Groups and Boundaries.
Цит.
по: Лурье С.
Метаморфозы традиционного сознания.
С.27.
^ См.: Конструирование этничности.
Этнические общины Санкт-Петербурга.
СПб., 1998.
С.
12.
'Там ж е .
С .
13.
* Цит.
по: Винер Б.Е.
Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнофафическое обозрение.
-1998.

[Back]