Проверяемый текст
Малыгина Ирина Викторовна. Этнокультурная идентичность (Диссертация 2005)
[стр. 117]

117 общего происхождения, культурной или физической схожести или просто близости к своим»1.
Таким образом, этнокультурной идентичности придается статус наиболее органичной формы существования человека, которая раскрывается посредством обязательных для этноса признаков.
Чаще всего этнокультурная принадлежность осознается и переживается индивидом как данность и проявляется посредством общих для этнической группы языка и культуры (в самом широком ее понимании), отличных от языка и культуры других народов.
Антитеза «мы» «они», свойственная идентичности в целом, в случае с этнокультурной идентичностью манифестируется через набор внешних маркирующих черт и характеристик, наглядно атрибутирующих данную культуру и уровень ее самобытности.

Этническая идентичность также анализируется в социобиологических понятиях как расширенная форма родственного отбора и связи, как изначальный инстинктивный импульс.
Этнокультурная идентичность представляет собой феномен, обусловленный как ментальным опытом народа, так и социальными, экономическими и политическими факторами его бытия; как межэтническими и межнациональными взаимодействиями, так и политикоидеологическими стратегиями этнонациональных элит.
В связи с этим неправомерно рассматривать этнокультурную идентичность как исключительно ситуативное проявление групповой солидарности во имя достижения коллективных целей.

Генетическое родство, имеющее первостепенное значение на архаической стадии развития человеческого общества, «размывалось» в процессе этногенеза, трансформируясь, по мере накопления и межпоколенной трансляции социального опыта, в устойчивые коллективные представления народов об общем происхождении, общей истории и судьбе, фиксируемые коллективной памятью и символизированные в культурных формах.
1 Хантингтон С.
Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности.
М., 2008.
[стр. 111]

Ill добна греху: сколько бы мы ей ни противились, избежать ее мы не в силах*.
Немецкий философ и социолог Курт Хюбнер последовательно и аргументировано проводит мысль о том, что «идентификация с некоторой нацией не является актом воли или свободного решения.
Это судьба..
.»^.
Этнокультурная идентичность в связи с этим рассматривается в качестве объективной антропологической данности, исконной (примордиальной) характеристики человечества: «До того как индивид становится членом общества или нации, он или она уже обладают чувством общего происхождения, культурной или физической схожести, или просто близости к своим.}?.
Таким образом, этнокультурной идентичности придается статус наиболее органичной формы существования человека, которая раскрывается посредством обязательных для этноса признаков.
Чаще всего этнокультурная принадлежность осознается и переживается индивидом как данность и проявляется посредством общих для этнической группы языка и культуры (в самом широком ее понимании), отличных от языка и культуры других народов.
Антитеза «мы» «они», свойственная идентичности в целом, в случае с этнокультурной идентичностью манифестируется через набор внешних маркирующих черт и характеристик, наглядно атрибутирующих данную культуру и уровень ее самобытности.

«Хорощо это или плохо, заметил С.А.Арутюнов, но внеэтнического языка, внеэтнических форм поведения...
человечество пока не выработало»'*.
Сторонники онтологического подхода подчеркивают в идентичности глубокую аффективную привязанность людей к своей этнокультурной общности.
Объяснение этому явлению наука пытается дать лищь в последнее время, когда социальные психологи стали разрабатывать теорию аффилиации (потребности в принадлежности к группе).
Чувство групповой принад ' Цит.
по: Хантингтон С.
Указ.
соч.
С.49.
^ Хюбнер К.
Нация: от забвения к возрождению.
М., 2001.
С.345, ^ Greenberg S.Race and State in Capitalist Development: Comparative Perspectives.
New Haven, 1980.
P.14.
* Арутюнов C.A.
Этничность объективная реальность // Этнографическое обозрение 1995.
№ 5.
С.8.


[стр.,114]

114 служит основой отличия от других этнических групп»', в этом определении «прочитывается» лояльность конструктивистской парадигмы по отношению к примордиальным характеристикам этноса.
Мы также убеждены, что разные методологические подходы следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как обладающие значительным ресурсом взаимодополнительности, ибо, как справедливо заметил Р.Сеннет, идентичность обозначает «компромисс между тем, кем человек хочет быть и тем, чем мир ему быть позволяет.
Ни желание, ни обстоятельства не являются единственным фактором речь идет о месте человека в картине, составленной из пересечения желаний и обстоятельств» .
На наш взгляд, этнокультурная идентичность представляет собой феномен, обусловленный как ментальным опытом народа, так и социальными, экономическими и политическими факторами его бытия; как межэтническими и межнациональными взаимодействиями, так и политико идеологическими стратегиями этнонациональных элит.
В связи с этим неправомерно рассматривать этнокультурную идентичность как исключительно ситуативное проявление групповой солидарности во имя достижения коллективных целей.

Вместе с тем, мы далеки и от того, чтобы позиционировать этнокультурную идентичность как изначальную, вечную и неизменную сущность, имманентную человеку.
Мы более склонны рассматривать ситуативные манифестации этничности как стимулируемые историческими и социокультурными обстоятельствами актуализацию и рационализацию психологической общности людей, возникающей на ранних стадиях исторического процесса в рамках локальных обществ в качестве механизма адаптации человека к внешнему миру, в том числе, к условиям социального бытия.
В процессе культурогенеза количество ' См.: Солдатова Г.У.
Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Дробижева Л.М., Аклаев А.С., Коротеева В.В., Солдатова Г.У.
Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг.
М., 1996.
С.296-366.
^ Сеннет Р.
Падение публичного человека.
М, 2002.
С.
120.


[стр.,115]

115 и степень сложности оснований, способов поддержания и форм манифестаций этой общности росли.
Генетическое родство, имеющее первостепенное значение на архаической стадии развития человеческого общества, «размывалось» в процессе этногенеза, трансформируясь, по мере накопления и межпоколенной трансляции социального опыта, в устойчивые коллективные представления народов об общем происхождении, общей истории и судьбе, фиксируемые коллективной памятью и символизированные в культурных формах.

Мы исходим из того, что именно культура того или иного этносоциального образования как специфический способ адаптации к природному и социальному окружению определяет границы пространства, в рамках которого каждый носитель данного социального опыта является его органической частью, а потому чувствует себя укорененным и защищенным, что, в конечном итоге, стимулирует интеграционные процессы в обществе.
При этом необходимо помнить, что культурная интеграция человеческих сообществ происходит «в двух измерениях» социальном и временном (синхроническом и диахроническом).
С одной стороны, выступая как «мир особых нормативных порядков, форм деятельности и образов сознания, аккумулированных и отобранных социальным опытом как приемлемых с точки зрения консолидированности и воспроизводства общества как целостности»', культура объединяет людей как упорядоченное пространство социального действия.
С другой стороны, культура обеспечивает связь поколений, включает опыт прошлого в современный социальный контекст.
В результате определенным образом интерпретированное прошлое и организованное по актуальным культурным основаниям настоящее этнонациональной общности определяют содержание этнокультурной идентичности.
Такой подход позволяет нам утверждать, что специфика этнокультурной идентичности заключается в ее архаичности, историчности и центростреми' Флиер А.Я.
Культурология для культурологов.
М.,2000.
С.119.

[Back]